Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: benda@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

Факультет

История

Руководство факультета

Структура факультета

Ученый совет

Научно-методический совет

Система менеджмента качества

Направления подготовки

    Бакалавриат

    Специалитет

    Магистратура

    Аспирантура

Мероприятия

Сотрудничество

Отзывы выпускников

Вьюнова Наталья Ивановна

Факультет философии и психологии / Структура факультета / Кафедра педагогики и педагогической психологии / Сотрудники

Вьюнова Наталья ИвановнаОбразование

В 1973 году окончила с отличием Россошанское педагогическое училище Воронежской области, в 1978 году – с отличием Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. Квалификация по диплому – Преподаватель педагогики и психологии. Аспирантура МГПИ им. В.И. Ленина (1984), докторантура МПГУ (1999).

Основные этапы трудовой деятельности

1978–1981 гг. – ассистент кафедры педагогики и психологии Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В. Куйбышева;
1981–1984 гг. – аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы МГПИ им. В.И. Ленина;
1984–1986 гг. – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования КГПИ им. В.В. Куйбышева;
1986–1997 гг. – доцент кафедры педагогики и психологии ВГУ;
1997–1999 гг. – докторант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского педагогического государственного университета;
1999–2002 гг. – доцент, профессор кафедры психологии факультета философии и психологии ВГУ;
2003–2013 гг. – заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии ВГУ;
c 2013 г. по настоящее время – профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии ВГУ.

Научно-педагогический стаж – 38 лет.

Академические позиции

  • профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии ВГУ

Ученая степень

  • доктор педагогических наук (2000)

Докторская диссертация на тему «Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета» по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, 19.00.07 – педагогическая психология защищена в 1999 году в МПГУ (Москва).

Ученое звание

  • профессор (2002)

Публикации

общее количество – 310, из них научных – 236, учебно-методических – 74. Среди них:

  1. Вьюнова Н.И. Перфекционизм личности студента: интерперсональные аспекты: монография / М.В. Ларских, Н.И. Вьюнова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 148 с.
  2. Вьюнова Н.И. Пассионарность преподавателя вуза: диагностика, проектирование и развитие: монография / Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ, 2015 – 178 с.
  3. Вьюнова Н.И. Особенности метода психологического моделирования семьи и брака / Н.И. Вьюнова, В.Ю. Плотникова // Научные достижения и перспективы психологии XXI века: материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию кафедры психологии и памяти первого заведующего кафедрой профессора С.М. Джакупова. – Караганда: Типография «ФормаПлюс», 2015. – С. 50–54.
  4. Вьюнова Н.И. Изучение связи эмоциональной возбудимости и волевого самоконтроля будущих педагогов-психологов: покурсовая динамика / Н.И. Вьюнова, С.И. Пуртова // Психология образования в поликультурном пространстве. – Т. 3 (№ 31). – Елец, 2015. – С. 6–12.
  5. Вьюнова Н.И. Проектировочная компетентность как условие профессионального  саморазвития преподавателя вуза / Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, О.С. Копытина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Проблемы высшего образования. – № 2. – 2015. – С. 102–107.
  6. Вьюнова Н.И. Самооценка проектировочной компетентности начинающих преподавателей вуза / Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, О.С. Копытина // Научно-практический рецензируемый журнал «Израильская независимая академия развития науки». – Vol. 7. – № 1. – 2015. – С. 99–103.
  7. Проектировочная компетентность преподавателя вуза: инвариантное и вариативное развитие: монография / [под общ. ред. Н.И. Вьюновой]. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. – 237 с.
  8. Вьюнова Н.И. Истоки музыкально-педагогического образования в Воронеже / Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2016. – № 3. – С. 15–18.
  9. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Н.И. Вьюнова, Ю.В. Величко – Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2016. – 80 с.
  10. V’junova Natalja Ivanovna. Probleme der interkulturellen Anpassung von ausländischen Studierenden bei der Umsetzung des Bologna-Prozesses in Russland / Natalja Ivanovna V’junova, Olga Anatol’evna Ivanova // Wilfried Schubarth | Sylvi Mauermeister | Andreas Seidel (Hrsg.). Studium nach Bologna. Befunde und Positionen. Potsdamer Beiträge zur Hochschulforschung | 3. – Potsdam, 2017. – S. 285–300.
  11. Natalia Vyunova. Entrepreneurial Spirit of a Modern University Professor: Empirical Data / Larisa Abdalina, Natalia Vyunova, Nina Koval, Snezhana Gosteva, Margarita Khutornaya // Revista ESPACIOS (БД Scopus, SJR 0,156, Квартиль Q3 Q4). – Vol. 38 (№ 48). – Year 2017. – Page 29. http://www.revistaespacios.com/a17v38n48/17384829.html
  12. Вьюнова Н.И. Назначение интегративно-дифференцированного подхода и сущность принципов его реализации к исследованию и формированию конструктивного перфекционизма студента / Н.И. Вьюнова, М.В. Ларских // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина: в 2 ч. Рязань: Издательство «Концепция», 2017. – Ч. 1. – С. 13–17.
  13. Вьюнова Н.И. Реализация педагогических условий в программе развития конструктивной пассионарности преподавателя вуза / Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова // Педагогической образование: вызовы XXI века: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина: в 2 ч. Рязань: Издательство «Концепция», 2017. – Ч. 2. – С. 18–24.
  14. Вьюнова Н.И. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов-психологов: критерии, показатели / Н.И. Вьюнова, В.Ю. Плотникова, С.И. Пуртова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология – 2018. – № 1. – С. 38–43.
  15. Вьюнова Н.И. Экзистенциально-аналитические условия развития конструктивных взаимоотношений с детьми: монография / И.С. Жиркова, Н.И. Вьюнова, Е.Д. Сергеева. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ РЭА Минэнерго России, 2018. – 145 с.
  16. Вьюнова Н.И. Развитие креативности студентов-дизайнеров: учебное пособие / Н.И. Вьюнова, В.Н. Юдина. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2019. – 89 с.
  17. Вьюнова Н.И. Системный подход к исследованию и формированию конструктивного перфекционизма студента: методологическая рефлексия / М.В. Ларских, Н.И. Вьюнова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / Под общ. ред. Д.В. Сочивко. – Рязань: Изд-во: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Рязань), 2019. – С. 702–709.
  18. Вьюнова Н.И. Об учителе с позиций пассионарного подхода (посвящается нашему учителю – В.А. Сластёнину) / Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (Новосибирск, 26–27 сентября 2019 г.) / под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – С. 88–92.
  19. Вьюнова Н.И. Формирование образа семьи у студентов вуза: от теории к практике : монография / Н.И. Вьюнова, В.Ю. Плотникова. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2020. – 175 с.
  20. Педагогическое наследие В.А. Сластёнина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития: монография / отв. редакторы Л.С. Подымова, Н.А. Подымов. – Москва: МПГУ, 2020. – 290 с. (Вьюнова Н.И., Стребкова И.Н. Глава 4. Психолого-педагогическая ветвь научной школы В.А. Сластенина: пассионарное движение идей. – С. 149–172.
  21. Вьюнова Н.И. Индивидуальная траектория в педагогической науке профессора Ирины Фёдоровны Бережной (посвящается памяти человека, педагога, ученого) / Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2020. – № 2. – С. 16–20.
  22. Вьюнова Н.И. Роль взрослых в развитии самооценки и тревожности первоклассников / Н.И. Вьюнова, М.С. Якимова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – № 3 (55) http://scientific-notes.ru

Стажировки

  • 1980 г. (сентябрь – декабрь) – ФПК РАО по психологии и педагогике.
  • 1981 г. (сентябрь – декабрь) – Институт повышения квалификации (направление «Педагогика и психология», ФПК) г. Москва.
  • 1991 г. (сентябрь – декабрь) – Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, кафедра педагогики и психологии высшей школы
  • 1996 г. – Московский педагогический государственный университет, кафедра педагогики и психологии высшей школы.
  • 2004 г. (март – апрель) – Воронежский экономико-правовой институт, кафедра психологии.
  • 2009 г. (март – апрель) – Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, повышение квалификации по направлению «Менеджмент в образовании» на базе университетов Италии (Римский Народный университет, Болонский университет и др.).
  • 2013 г. (март – май) – Воронежский государственный педагогический университет, кафедра практической психологии (стажировка).
  • 2015 г. (апрель – май) – Московский городской психолого-педагогический университет, повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Педагог-психолог)».
  • 2018 г. (март – май) – Воронежский государственный университет, повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза: теории и технологии».
  • 2019 г. (февраль–апрель) Самарский государственный социально-педагогический университет – по дополнительной профессиональной программе «Использование информационно-коммуникационных технологий электронной информационно-образовательной среды образовательной организации при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, электронного обучения и дистанционных технологий в образовательной практике учебного заведения», «Навыки оказания первой помощи».
  • 2020 (май–июнь) Институт практической психологии «Иматон» – по программе повышения квалификации в рамках Всероссийского онлайн-мероприятия с международным участием «14-й Санкт-Петербургский саммит психологов» и Практической онлайн-конференции «Неоклассика системной семейной терапии».

Гранты

  • 2001–2002 гг. – Руководитель гранта Министерства образования Российской Федерации № ГОО – 2.1. – 140 по теме: «Психолого-педагогические проблемы готовности детей к обучению в школе»
  • 2005–2006 гг. – Руководитель проекта «Интегративно-дифференцированные тенденции профессионального образования студентов университета» (Научная программа Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы» Раздел 1.2. «Университеты России»)
  • 2007–2008 гг. – Руководитель Гранта РГНФ 07-06-56604 а/Ц «Педагогическая практика в классическом университете: методология, теория и технологии»
  • 2011–2012 гг. – Руководитель Гранта РГНФ № 11-16-36006а/Ц «Развитие преподавателя высшей школы в контексте рефлексивно-акмеологической стратегии образования: инновации и традиции»
  • 2014–2015 гг. – Руководитель Гранта РГНФ № 14-16-36004а (р) «Развитие проектировочной компетентности преподавателя высшей школы: методология, теория, технология»

Награды

  • Знак Минобрнауки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования»

Участие в конференциях (за последние 5 лет)

  • Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная 85-летию со дня рождения академика В.А. Сластенина, г. Москва, 17–18 сентября 2015 г.
  • II Международная научно-практическая конференция «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности». – г. Воронеж, 27–28 февраля 2015 г.
  • Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации». – г. Воронеж, 26–27 марта 2015 г.
  • Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности», посвященная 130-летию Московского психологического общества, г. Москва, 29 сентября – 1 октября 2015 г.
  • VIII Международная научно-практическая конференция. Артемовские чтения «Организация продуктивного обучения: проблемы и решения». Самара, 18–20 февраля 2016 г.
  • I Международная научно-практическая конференция «Развитие личности как стратегия современной системы образования». – г. Воронеж, ВГУ, ВГТУ, МПГУ, ВИВТ и др., 22–23 марта 2016 г.
  • VII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная памяти выдающегося ученого-педагога, академика РАО В.А. Сластенина, г. Воронеж, Воронежский государственный университет, 22–23 сентября 2016 г.
  • Ананьевские чтения – 2016 «Психология – вчера, сегодня, завтра» 25–29 октября 2016 г.
  • V Международная научно-практическая конференция «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности». 21–22 марта 2017 г. г. Воронеж, ВГУ, ВГТУ, МПГУ, ВИВТ и др., 21–22 марта 2017 г.
  • X Международная научная конференция – Артемовские чтения «Продуктивное обучение: опыт и перспективы», 15–17 февраля 2018 года, г. Самара).
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященная памяти академика В.А. Сластенина, г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 26–27 сентября 2019 г.
  • XI Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященной памяти выдающегося ученого – педагога, академика В.А. Сластенина (город Москва, 24–25 сентября 2020 г.).
  • IV-й Санкт-Петербургский Саммит психологов (31 мая – 3 июня 2020). В рамках саммита участие в практической онлайн-конференции «Неоклассика системной семейной терапии» 2–3 июня 2020 года.

Членство в диссертационных советах, научных организациях, обществах

  • Заместитель Председателя диссертационного совета Д 999.010.03 при Воронежском государственном университете (специальности: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования).
  • Член Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию.
  • Член Российского психологического общества.
  • Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
  • Член редакционной коллегии журнала «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования».

Сфера научных интересов

  • интеграция психологии и педагогики, психолого-педагогического образования студентов университета
  • развитие субъектов образовательного процесса
  • психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы
  • психотерапия в образовании

Научное руководство

  • Количество подготовленных докторов наук: 2
  • Количество подготовленных кандидатов наук: 23

Преподаваемые на факультете дисциплины

  • «Психология развития и возрастная психология»
  • «Педагогическая психология»
  • «Гештальт-терапия в образовании»
  • «Педагогика высшей школы»
  • «Психология высшей школы»
  • «Методы обработки и анализа результатов педагогического исследования»
  • Методология психолого-педагогического исследования» и др.

Контакты

Телефон: +7 (473) 255-72-01 (кафедра)
E-mail: vjunova@mail.ru

2006–2024  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ