Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: office@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

Наука

Анонсы конференций

Конференции

Научные публикации

Счетчик посещений

Научно-исследовательская работа факультета

Факультет философии и психологии / Наука

Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава факультета является неотъемлемой частью его деятельности. Она осуществляется в рамках общекафедральных тем, а также инициативных научных исследований. Их актуальность определяется как научными интересами преподавателей, так и потребностями региона в научных разработках определенной тематики. Направления и темы в научно-исследовательской деятельности преподавателей соответствуют профилю ведущейся на факультете подготовки специалистов по специальностям Философия, Психология, Культурология, Социальная педагогика. Поэтому результаты этой деятельности широко используются в учебном процессе (введение новых специальных дисциплин, обогащение содержания образования новыми научными данными), при организации и проведении разных видов практик, в руководстве научно-исследовательской работой студентов.

Эффективность проводимой на факультете научно-исследовательской работы выражается в издании его сотрудниками научной и учебно-методической литературы, а также в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации через институт аспирантуры и соискательства.

За годы существования факультета существенно вырос его научный потенциал. Преподавателями факультета защищено 29 диссертаций, из них 9 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

За последние 5 лет преподавателями факультета опубликовано свыше 1300 печатных работ: учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий, научных сборников и научно-методических статей. Среди опубликованных работ гриф имеют книги:

  • Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Романов И.В. [и др.]; под ред. С.М. Годника. – Воронеж, 1998. – 364 с. (23 п.л., тираж 1000 экз.) – гриф Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию;
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. – М., 2003. – 253 с. (15 п.л., тираж 2000) – гриф Министерства образования РФ;
  • Основы радиоэлектронной разведки и средства радиоразведки в комплексах радиоэлектронного подавления: учебник] / В.М. Коровин [и др.]. – Воронеж: МО РФ, 2006. – 448 с. (28 п.л., тираж 1000) – гриф Минобороны РФ.

Вышли в свет индивидуальные и коллективные монографии, среди них:

  1. Арапов А.В. Герменевтика сакрального текста / А.В. Арапов. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 179 с. (11,3 п.л.).
  2. Вахренева П.Е. Культура индивидуального существования в русской философии 19–20 века / П.Е. Вахренева. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2006. – 349 с. (23,0 п.л).
  3. Гайдар К.М. Субъектный подход к психологии малых групп : история и современное состояние / К.М. Гайдар; [под ред. А.С. Чернышева]. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – 160 с. (9,0 п.л.).
  4. Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки / С.Н. Жаров. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – 352 с. (18,7 п.л.).
  5. Интегративные проблемы воспитания и развития школьников и студентов: коллективная монография / под ред. Н.И. Вьюновой, Л.А. Кунаковской, Ю.Г. Хлоповских. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 227 с. (14,2 п.л.).
  6. Ищенко Е.Н. Комплексный анализ качества образования / Е.Н. Ищенко, А.И. Стеценко, Е.Е. Чупандина. – Воронеж: ИПЦ Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 157 с. (9,0 п.л.).
  7. Кравец А.С. Понимание смысла социальной деятельности / А.С. Кравец. – Воронеж: ИПЦ Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 302 с. (17,6 п.л.).
  8. Кукарников Д.Г. Теория общества в ХХ веке: от Парсонса до Гидденса / Д.Г. Кукарников. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. – 240 с. (12,6 п.л.).
  9. Педагогическая практика в классическом университете: коллективная монография / под ред. Н.И. Вьюновой, Л.А. Кунаковской. – Воронеж: ИПЦ Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 145 с. (7,7 п.л.).
  10. Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007. – 541 с. (31,6 п.л.).
  11. Симонова С.А. Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза / С.А. Симонова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 224 с. (14,0 п.л.).
  12. Завгородняя И.В. Психологические теории перинатального развития / И.В. Завгородняя. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 159 с. (9,9 п.л.).
  13. Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: коллективная монография / под ред. И.В. Завгородней, О.П. Макушиной. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2013. – 577 с. (36,0 п.л.).
  14. Завгородняя И.В. Психологический кризис беременность / И.В. Завгородняя. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 182 с. (11,4 п.л.).
  15. Дронова Т.А. Проблемное поле педагогической деятельности: монография / Т.А. Дронова. – Саарбрюккен: Lap Lambert, 2014. – 150 с.
  16. Ендовицкий Д.А., Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И., Кривотулова Е.В., Копытина О.С., Вахтель Л.В., Мустафа Ш.М., Гончарова Ю.А. Зыкова Н.Ю., Маевская М.В., Хлоповских Ю.Г., Плотникова В.Ю., Иванова О.А., Ларских М.В., Стребкова И.Н., Сушкова Е.А., Калач Е.В. Проектировочная компетентность преподавателя вуза: монография. – Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2015. – 237 с.
  17. Вьюнова Н.И., Стребкова И.Н. Пассионарность преподавателя вуза: диагности, проектирование и развитие: монография / Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. – 178 с.
  18. Вьюнова Н.И., Ларских М.В. Перфекционизм личности студента: монография / Н.И. Вьюнова, М.В. Ларских. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – 148 с.
  19. Бережная И.Ф., Мазкина О.Б. Воспитание нравственных чувств подростков в музыкальном творческом коллективе: монография / И.Ф. Бережная, О.Б. Мазкина. – Воронеж: ООО «Издательство Ритм», 2017. – 130 с.
  20. Дьякова Т.А. Музей как пространство филантропии / Гигиена культуры: общий концепт и виды социальных болезней: монография / колл. авторов; отв. редакторы: И. Мадьяри-Бек, Т.Н. Юдина, Т.Ю. Кирилина. – Москва: РУСАЙНС, 2016. – 282 с. (17,6 п.л.).
  21. Коробов-Латынцев А.Ю. Русский рэп: философские очерки. – СПб.: «Реноме», 2016. – 264 с. (19,5 п.л.).
  22. Бубнов Ю.А., Радугин А.А. Религиозность – секуляризм-постсекуляризм: трансформация мировоззренческих оснований западной культуры // Антропология региональных субкультур в глобальной социокультурной динамике: духовно-нравственные конфигурации: коллективная монография. (Глава I. – С. 5–13). – Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. (9,5 п.л.).
  23. Рудаков С. И. В ногу с Октябрем. –Воронеж : «Цифровая полиграфия», 2017. (13,3 п.л.).

Факультет имеет свои периодические научные издания. Среди них:

  • «Вестник научной сессии факультета философии и психологии» (отв. ред. И.И. Борисов);
  • «Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия» (гл. ред. А.С. Кравец);
  • «Психология – XXI век. Межвузовский сборник научных трудов» (науч. ред. К.М. Гайдар);
  • «Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии» (отв. ред. Ю.А. Бубнов).
  • «Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении» (отв. ред. И.Ф. Бережная, С.В. Попова).
  • «Культурология: пересечение научных сфер» (научн. ред. С.А. Симонова).

Преподаватели кафедры педагогики и педагогической психологии являются членами редколлегии журналов и продолжающихся научных изданий:

  • «Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования» (Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И.)
  • Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии (КривотуловаЕ.В.)

С 2008 года при активном участии преподавателей факультета начал издаваться художественно-публицистический альманах «Университетская площадь» (гл. ред. Т.А. Дьякова).

На факультете активно поддерживается практика получения научно-исследовательских грантов, в том числе:

  • Грант Минобразования НИЧ0023р1 (на научную школу по философии науки);
  • Грант в рамках межвузовской научной программы «Русская философия как методологическая основа развития гуманитарных наук в России»;
  • Грант IREX для Targeted Exchanges Program (Международный Консорциум по Гуманитарным и Социальным Наукам при финансовой поддержке Карнеги Корпорейшн, Нью-Йорк);
  • Грант Министерства образования Российской Федерации № ГОО – 2.1.-140 по теме: «Психолого-педагогические проблемы готовности детей к обучению в школе», 2001–2002 гг.;
  • Научная отраслевая программа «Университеты России» (проект № УР.10.01.029 по теме: «Интегративно-дифференцированные тенденции профессионального образования студентов университета»;
  • Грант Калифорнийского университета для иностранных ученых «University of California Grand for foreign publications»;
  • Грант Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 07–06–56604 а/Ц по теме: «Педагогическая практика в классическом университете: методология, теория и технологии», 2007–2008 гг.);
  • Научно-исследовательская работа по теме: «Исследование специфики современного гуманитарного познания» (НИР–5005);
  • Научно-исследовательская работа по теме: «Россия в диалоге культур» (НИР–6002);
  • Научно-исследовательская работа по теме: «Исследование закономерностей трансформации ценностей в современной России» (НИР–8019);
  • Проект по гранту Воронежского МИОНа. Тема: «Советская культура в постсоветском культурном пространстве: трансформация и перспективы».
  • РГНФ проект 14-16-36004а (р) «Развитие проектировочной компетентности преподавателя высшей школы: методология, теория, технология» (Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И., Копытина О.С., Кривотулова Е.В.).

Ведущие преподаватели факультета принимают участие в координации осуществления международных грантов. В их числе координатор Воронежского Межрегионального института общественных наук (с февраля 2001 г.) профессор кафедры онтологии и теории познания Ищенко Е.Н.; научный директор Воронежского Межрегионального института общественных наук (с февраля 2001 г.) заведующий кафедрой онтологии и теории познания, профессор Кравец А.С.

Факультет активно работает в области расширения международного академического сотрудничества, динамично взаимодействуя с учебными заведениями ближнего и дальнего зарубежья, осуществляет совместные научные публикации, сотрудники и специализирующиеся студенты активно участвуют в международных обменных программах. В настоящее время факультет стремится активно развивать отношения с европейскими университетами, стремясь расширить спектр возможностей для развития сотрудничества с ЕС в образовательной сфере. В 2015-2017 гг. факультет принял участие в подготовке и реализации сразу нескольких совместных  (Бельгия, Венгрия, Греция) европейских проектов по организации академической мобильности студентов и сотрудников высших учебных заведений по программам EUinDepth и Erasmus+.

Факультет неоднократно был организатором ряда крупных научных мероприятий. В частности, были проведены:

  • VI Российский симпозиум историков русской философии «Философия и русская провинция» (3–5.04.2000),
  • Международная научно-методическая конференция «Культурология: пересечение научных сфер» (27.04.2007),
  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности» (8–9.02.2007),
  • Международная научно-практическая конференция «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (24–25.04.2008),
  • Международный этико-философский семинар им. Андрея Платонова «Русская философия и литература» (12–13.05.2009),
  • I и II Международные научно-методические конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (24–25.04.2008 и 29–30.04.2010) и др.
  • научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы индивидуального психологического консультирования» (11–12.02.2011),
  • Международная научно-практическая конференция «Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития» (7–8.02.2013),
  • научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации» (2015 г.),
  • Международная научно-практическая конференция «Развитие личности как стратегия современной системы образования» (22–23.03.2016),
  • научно-практическая конференция с международным участием «Педагогическое образование: вызовы 21 века» (2017 г.),
  • научно-практическая конференция с международным участием «Развитие личности как стратегия современной системы образования» (2016 г.),
  • Международная научно-методическая конференция «Культурология: пересечение научных сфер» (24.04.2015; 22.04.2016; 19.04.2017).
  • Методологический семинар (руководитель Вьюнова Н.И.).

На факультете ежегодно проходят научно-методическая конференция по культурологии, этико-философский семинар. Помимо этого, ежегодно весной факультет проводит Научную сессию, включающую в себя кафедральные секции, студенческую научную конференцию и общефакультетскую конференцию преподавателей, аспирантов и студентов. Результаты Научной сессии факультета отражены в 17 выпусках Вестника научной сессии факультета философии и психологии (1998–2017 гг.) и в 11 выпусках Вестника студенческой научной сессии факультета философии и психологии (2007–2017 гг.).

2006–2020  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ