Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: office@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

Факультет

История

Руководство факультета

Структура факультета

Ученый совет

Научно-методический совет

Система менеджмента качества

Направления подготовки

    Бакалавриат

    Специалитет

    Магистратура

    Аспирантура

Мероприятия

Сотрудничество

Отзывы выпускников

Счетчик посещений

Бакалавриат

Факультет философии и психологии / Направления подготовки / Специалитет

Характеристика специальности «Психология служебной деятельности»

С 2017 года факультет философии и психологии будет осуществлять подготовку студентов по уникальной для нашего региона и крайне востребованной в настоящее время специальности «Психология служебной деятельности» (специалитет, госбюджетный набор, очная форма обучения – 5 лет).

Профессия психолога в современной России относится к числу наиболее популярных и востребованных. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, переживаемой в настоящее время российским обществом, обусловленной недавним мировым финансовым и экономическим кризисом. Размытость ценностей, падение авторитета науки, снижение культурного уровня и ослабление здоровья населения, в том числе молодежи, делают актуальной задачу подготовки психологов с университетским образованием. Эти специалисты призваны оказывать разнообразные виды психологической помощи и поддержки населению, осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности людей и трудовых коллективов, служебной деятельности воинских подразделений и подразделений органов МВД, ФСБ, МЧС, спортивных команд, образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях системы образования (от детского сада до вуза), лечебного процесса в медицинских учреждениях, способствовать повышению качества жизни людей посредством психологического просвещения, консультирования, обучения специальным способам и приемам решения психологических проблем, преодоления жизненных трудностей, оптимизации взаимоотношений в семье, на работе и т.д.

В последние годы самое пристальное внимание уделяется психологическому обеспечению деятельности сотрудников различных силовых структур – Вооруженных сил РФ, подразделениям МВД, ФСБ, УФСИН и др. Для подготовки в университетах психологов этого направления и предназначена специальность «Психология служебной деятельности». Эти специалисты готовятся также к оказанию экстренной психологической помощи в зонах чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф, вооруженных конфликтов и  пр.

Подготовка по специальности «Психология служебной деятельности» представляет широкий спектр возможностей профессиональной самореализации психолога.

Первое направление работы выпускника этой специальности – работа психологом в силовых структурах и правоохранительных органах, обеспечение психологического сопровождения и управления служебной деятельности личного состава и подразделений Вооруженных сил, МВД, МЧС, ФСБ, УФСИН, судебной системы и пр., в том числе в экстремальных условиях.

Второе направление практической деятельности – работа в качестве психолога, менеджера по персоналу в самых различных организациях: государственных, муниципальных, частных предприятиях, бизнес-компаниях, банках и пр., проведение профессионального отбора кадров, их оценки, психологическое сопровождение адаптации новых сотрудников, их обучения и т.д.

Третье направление – работа психологом и психологом-консультантом в государственных и муниципальных организациях, социальных и психологических центрах, образовательных учреждениях (школа, ВУЗ и др.), включая преподавательскую деятельность.

Четвертое направление – работа психологом в организациях, тренер-менеджером, коучером (тренером, оказывающим помощь в устранении психологических проблем, связанных с вопросами лидерства, руководства и повышенной ответственности) в различных организациях, компаниях, фирмах, психологическое сопровождение деятельности руководителя, обеспечение сферы управления, консультирование по вопросам межличностных отношений, планирования карьеры, организационного поведения, профессионального и личностного роста и др.

Пятое направление – преподавательская деятельность по психологическим дисциплинам в образовательных организациях всех уровней, в том числе в вузах.

Организация учебного процесса по направлению «Психология»

Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры общей и социальной психологии как выпускающей по данной специальности, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности и направления «Психология», который накоплен факультетом и кафедрой в течение 20 лет их существования.

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Настоящий ФГОС ВО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1613 от 19 декабря 2016 года. Обучение осуществляется в очной форме (нормативный срок обучения – 5 лет). Выпускники получают квалификацию «психолог».

В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВО, лекционные занятия составляют около 40% от всех аудиторных занятий, около 20% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.

В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры общей и социальной психологии широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов-психологов являются практикумы и тренинги.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен по психологии и защищают выпускную квалификационную работу).

Выпускники-психологи имеют возможность продолжать обучение на факультете в магистратуре по направлению «Психология», а затем повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре по социальной и педагогической психологии, как и в аспирантурах по различным психологическим специальностям других вузов и научных учреждений страны (Психологического института Российской академии образования, Института психологии Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).

В прошедшие годы система управления качеством образовательного процесса, реализуемого на факультете по специальности «Психология служебной деятельности», получила международное признание. Так, в 2006 году кафедра общей и социальной психологии в составе факультета философии и психологии успешно прошла международную сертификацию созданной на факультете системы менеджмента качества и получила Международный сертификат организации National Quality Assurance Limited (NQA, Великобритания) на соответствие системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2000. В 2009 году система была ресертифицирована, в 2010 и в 2014 годах факультет успешно прошел надзорный аудит, проведенный Сибирским сертификационным центром – представителем NQA в России. Подтверждено соответствие действующей на факультете системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2008.

Характеристика специализации специальности «Психология служебной деятельности»

С 3 курса начинается специализация в обучении студентов-психологов. Кафедра общей и социальной психологии как выпускающая кафедра реализует по специальности «Психология служебной деятельности» специализацию «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях». По этой специализации изучаются такие дисциплины, как «Экстремальная психология», «Военная психология», «Юридическая психология», «Психология воинского коллектива», «Технологии социально-психологического развития группы», «Методы активного социально-психологического обучения в работе военного психолога», «Использование психотерапии в психологическом сопровождении служебной деятельности» «Психология и психотерапия работы с травмой», «Психология девиантного поведения» и др. В результате выпускники получают базовую и специальную подготовку, формируют достаточный для решения разнообразных задач круг и уровень профессиональных компетенций, что, безусловно, расширяет возможности их трудоустройства.

Помимо этого, все студенты специальности «Психология служебной деятельности» проходят солидную психолого-педагогическую подготовку и получают право, согласно ФГОС ВО данной специальности, осуществлять педагогическую деятельность, то есть работать преподавателями психологических дисциплин в вузах, средних специальных учебных заведениях, колледжах, общеобразовательных школах.

Практики специальности «Психология служебной деятельности»

Существенным компонентом образования будущего психолога является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО специальности «Психология служебной деятельности» предусмотрено проведение ряда практик. В течение пяти лет обучения в университете студентам предстоит пройти следующие практики: учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе научно-исследовательской деятельности, производственная практика по получению профессиональных умений и опыта практической деятельности, производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности, производственная практика по получению профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности, производственная преддипломная практика. Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессиональных задач.

У кафедры общей и социальной психологии сложились устойчивые и продуктивные творческие контакты с рядом организаций и учреждений г. Воронежа, являющихся базами для проведения названных видов практик, в том числе ГУВД по Воронежской области, ГУГО и ЧС по Воронежской области, Воронежский Институт МВД РФ. Предусмотрено также прохождение практики на базе воинских частей.

Многие студенты-психологи, хорошо зарекомендовав себя в период прохождения практик, получают предложения от учреждений-баз практик о трудоустройстве в должности психолога после окончания ВГУ.

Профессорско-преподавательский состав

Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по специальности «Психология служебной деятельности» в ВГУ является кафедра общей и социальной психологии факультета философии и психологии.

Кафедра была включена в состав факультета в 1998 г. как кафедра психологии (путем разделения общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии на две самостоятельные). В 2004 г. она была переименована в кафедру общей и социальной психологии.

В настоящее время заведующим кафедрой общей и социальной психологии является доктор психологических наук, доцент Гайдар К.М.

Численность профессорско-преподавательского состава кафедры общей и социальной психологии составляет 20 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 12, в том числе докторов психологических наук – 1, кандидатов психологических наук, доцентов – 11, старших преподавателей – 1, преподавателей – 9 человек. Остепененность преподавателей кафедры общей и социальной психологии составляет 66,0%, в том числе докторов наук, профессоров – 5,0%.

В реализации основной образовательной программы специальности «Психология служебной деятельности» участвует 17 кафедр ВГУ. Всего с этих кафедр образовательный процесс по данной специальности осуществляют 43 человека, из них доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 27 человек (62,8 %), в том числе докторов наук, профессоров – 5 человек (11,6%).

Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по специальности «Психология служебной деятельности».

Материальная база направления «Психология»

На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по специальности «Психология служебной деятельности». В настоящее время в образовательном процессе используются 16 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, психологии, два кабинета информационных технологий, лаборатория практической психологии, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по специальности «Психология служебной деятельности».

Кабинет психологии и лаборатория практической психологии предназначены как для проведения занятий по ряду учебных дисциплин специальности «Психология служебной деятельности», так и для методического обеспечения учебного процесса, информационно-методической поддержки научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей, организации самостоятельной работы студентов и преподавателей. В них имеются необходимые материалы по всем видам проводимых со студентами-психологами практик, учебная литература, психологическое и психофизиологическое оборудование для проведения научных исследований, разнообразные современные психологические методики, в том числе их компьютерные версии.

В ходе реализации основной образовательной программы специальности «Психология служебной деятельности» непосредственно используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данной специальности, – 40. Помимо компьютеров, это – интерактивная доска с проектором Рromethean activboard 387 pro, интерактивная доска Smart SBM685 в комплекте с проектором Optoma W312 и программным обеспечением «Наглядная математика»; телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофон, видеоплеер, видеокамера, музыкальные центры, диктофон, профессиональный компьютерный полиграф (ПКП) «Диана-04» в базовой комплектации с креслом для полиграфического обследования СКО-02, оборудование для проведения психодиагностического исследования – компьютерный комплекс «Автоматизированное рабочее место психолога Psychometric Expert-7», аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», аппарат психоэмоциональной коррекции АПЭК-6, комплект для аудиовизуальной стимуляции «Профессиональный», прибор биологической обратной связи «Релана», цветодинамический проектор «Плазма-250», устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» УПФТ-1/30 с персональным рабочим местом психолога.

Квалификационные характеристики выпускников-психологов

Согласно ФГОС ВО специальности «Психология служебной деятельности», область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программуспециалитета, включает решение комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям, и психологического образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в служебной деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества.

Видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники по направлению 37.03.01 Психология, являются практическая, научно-исследовательская, педагогическая.

Психолог должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1) в практической деятельности – психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, эффективного выполнения им оперативно-служебных задач; определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу (в правоохранительные органы, военную службу), обучение (в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка), перемещаемых по службе на другие должности, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач, психологическое обеспечение работы с резервом кадров на управленческие должности; осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества; мониторинг психологического климата, описание и анализ форм организации взаимодействий в служебных коллективах; выявление проблем, затрудняющих функционирование подразделения, учреждения, организации; проведение диагностики и оптимизации работы с личным составом, консультирование руководителей по результатам психологического обследования личного состава подразделения; проведение психологической реабилитации и восстановления работоспособности сотрудников, военнослужащих и служащих; предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и служащих, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации; формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей; разработка моделей психодиагностики, методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию; разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и служащим; психологическое консультирование в области управленческой, социальной, профессиональной, образовательной деятельности; консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста;

2) в научно-исследовательской деятельности – участие в проведении прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, в работе научных конференций и семинаров; психологическое сопровождение инноваций;

3) в педагогической деятельности – преподавание дисциплин (модулей) в области психологии и организациях, осуществляющих образовательную деятельность; распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, служебной и организационной деятельности, коммуникации.

Трудоустройство выпускников-психологов

По окончании ВГУ специалисты-психологи отбывают к месту прохождения службы в Вооруженных силах РФ по контракту. Служба по контракту осуществляется на офицерской должности (по окончании ВГУ выпускник получает звание «лейтенант») в соответствии с полученной военно-учетной специальностью в течение 3-х лет. Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, предусмотрены высокое денежное довольствие, бесплатный проезд выпускника и членам его семьи к месту прохождения военной службы, ипотечное кредитование за счет Министерства обороны РФ.

2006–2020  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ