История
Руководство факультета
Структура факультета
Ученый совет
Научно-методический совет
Система менеджмента качества
Направления подготовки
Бакалавриат
Специалитет
Аспирантура
Мероприятия
Сотрудничество
Отзывы выпускников
|
Факультет философии и психологии / Магистратура / Направление подготовки «Психология»
С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Психология» (магистратура). Профессия психолога в современной России относится к числу наиболее популярных и востребованных. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, переживаемой в настоящее время российским обществом, обусловленной недавним мировым финансовым и экономическим кризисом. Размытость ценностей, падение авторитета науки, снижение культурного уровня и ослабление здоровья населения, в том числе молодежи, делают актуальной задачу подготовки психологов с университетским образованием. Эти специалисты призваны оказывать разнообразные виды психологической помощи и поддержки населению, осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности людей и трудовых коллективов, служебной деятельности воинских подразделений и подразделений органов МВД, ФСБ, МЧС, спортивных команд, образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях системы образования (от детского сада до вуза), лечебного процесса в медицинских учреждениях, способствовать повышению качества жизни людей посредством психологического просвещения, консультирования, обучения специальным способам и приемам решения психологических проблем, преодоления жизненных трудностей, оптимизации взаимоотношений в семье, на работе и т.д.
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры общей и социальной психологии как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Психология», который накоплен факультетом и кафедрой в течение 20 лет их существования.
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» (магистратура). Настоящий ФГОС ВО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1043 от 23 сентября 2015 года. Обучение осуществляется в двух формах: очной (нормативный срок обучения – 2 года) и очно-заочной (вечерней) (срок обучения – 2,5 года). Выпускники получают квалификацию «магистр».
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВО, лекционные занятия составляют 28% от всех аудиторных занятий, 30% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.
В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры общей и социальной психологии широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов-психологов являются практикумы, тренинги, мастер-классы.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и государственной итоговой аттестации (студенты сдают государственный экзамен по психологии и защищают выпускную квалификационную работу в виде магистерской диссертации).
В прошедшие годы система управления качеством образовательного процесса, реализуемого на факультете по направлению «Психология», получила международное признание. Так, в 2006 году кафедра общей и социальной психологии в составе факультета философии и психологии успешно прошла международную сертификацию созданной на факультете системы менеджмента качества и получила Международный сертификат организации National Quality Assurance Limited (NQA, Великобритания) на соответствие системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2000. В 2009 году система была ресертифицирована, в 2010, в 2014 и в 2017 годах факультет успешно прошел надзорный аудит, проведенный Сибирским сертификационным центром – представителем NQA в России. Подтверждено соответствие действующей на факультете системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2015.
Программа «Психологическое сопровождение развития личности в социальной сфере»
Программа направлена на углубленную профессиональную подготовку психологов, расширение полученных на предыдущей ступени высшего образования знаний, повышение общепрофессиональной и специальной компетентности, подготавливает к работе с личностью в педагогической, научно-исследовательской, практической сферах психологии. Подготовка предполагает изучение теоретико-методологических проблем современной психологии личности и ее развития, психологической работы с нею (психодиагностики, психокоррекции, консультирования и др.), освоение широкого спектра психологических технологий, позволяющих психологическую помощь и психологическое сопровождение как отдельного человека на разных этапах его жизненного пути, так и групп людей.
Особенностью реализуемой кафедрой магистерской программы является то, что имеются её инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный составляют спецкурсы («Компьютерная психодиагностика», «Проективная психодиагностика», «Психология манипулятивного взаимодействия» и др.), вариативный – специфические спецкурсы для данной магистерской программы. Эффективность такой концепции подготовки магистров-психологов подтверждается накопленным кафедрой опытом подготовки магистров по направлению «Психология». Сочетание инвариантного и вариативного компонентов позволит дать будущим специалистам не только узконаправленную, но и базовую специальную подготовку, сформировать у них достаточный для решения разнообразных задач круг и уровень профессиональных компетенций, что, безусловно, расширит возможности трудоустройства выпускников-психологов.
Программа «Информационно-психологические и гибридные войны»
Программа направлена на углубленную профессиональную подготовку психологов и расширение полученных на предыдущей ступени высшего образования знаний, общепрофессиональных и специальных компетенций в области работы с отдельными личностями и разными социальными группами в условиях информационно-психологических и гибридных войн. Выпускники готовятся к решению экспертно-диагностических, научно-исследовательских и других задач деятельности психолога посредством изучения теоретико-методологических проблем современной психологии и освоения широкого спектра психологических технологий (психодиагностики и оценки, психологической экспертизы, психокоррекции и др.). Это позволяет психологу успешно реализовывать задачи, связанные с распознаванием, экспертизой, оценкой деструктивных воздействий цифровой и иных видов информации в условиях информационно-психологических и гибридных войн, с диагностикой и коррекцией психических состояний отдельных личностей и социальных групп как объектов подобных воздействий, с психологической профилактикой, защитой и предотвращением угроз информационной безопасности личности, группы, общества, государства, с проектированием и обеспечением психологической устойчивости субъектов в условиях деструктивных влияний.
Особенностью реализуемой кафедрой магистерской программы является то, что она обеспечивает ряд направлений деятельности выпускника.
Первое направление деятельности выпускника магистерской программы – работа психологом в силовых структурах и правоохранительных органах, психологическое сопровождение и управление служебной деятельностью личного состава и подразделений в рамках информационно-психологической и военно-политической работы.
Второе направление деятельности выпускника – работа психологом (менеджером по персоналу) в сфере психологического сопровождения информационной безопасности различных организаций: государственных, муниципальных, частных предприятий, СМИ, бизнес-компаний, банков и др.
Третье направление – работа психологом и психологом-консультантом в государственных и муниципальных организациях, социальных и психологических центрах, образовательных учреждениях (школа, ВУЗ и др.), включая преподавательскую деятельность.
Четвёртое направление – работа в пресс-службах, отделах информационного обеспечения в различных организациях, компаниях, фирмах, психологическое сопровождение деятельности руководителей, менеджеров, консультирование по вопросам связей с общественностью, имиджа и бренда, межличностных отношений, организационного поведения.
Существенным компонентом образования магистра-психолога является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО направления «Психология» предусмотрено проведение ряда практик. В течение всего периода обучения в университете магистрам-психологам предстоит пройти следующие практики: учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков практической деятельности (1 курс – 4 недели), учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности (2 курс – 2 недели), производственную практику по получению профессиональных умений и опыта практической деятельности (2 курс – 4 недели), производственную практику по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности (2 курс – 4 недели), производственную практику по получению профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности (2 курс – 4 недели), производственную преддипломную практику (2 курс – 2 недели). Помимо этого магистры-психологи систематически и на 1, и на 2 курсе занимаются научно-исследовательской работой. Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессионально-практических и научно-исследовательских задач.
Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по направлению «Психология» в ВГУ является кафедра общей и социальной психологии факультета философии и психологии.
Кафедра была включена в состав факультета в 1998 г. как кафедра психологии (путем разделения общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии на две самостоятельные). В 2004 г. она была переименована в кафедру общей и социальной психологии.
В настоящее время заведующим кафедрой общей и социальной психологии является доктор психологических наук, доцент Гайдар К.М.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры общей и социальной психологии составляет 29 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 13, в том числе докторов психологических наук, профессоров – 2, кандидатов психологических наук, доцентов – 12, старших преподавателей – 5, преподавателей – 11 человек. Остепененность преподавателей кафедры общей и социальной психологии составляет 44,8%, в том числе докторов наук, профессоров – 6,9%.
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Психология».
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Психология». В настоящее время в образовательном процессе используются 16 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, психологии, два кабинета информационных технологий, лаборатория практической психологии, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Психология».
Кабинет психологии и лаборатория практической психологии предназначены как для проведения занятий по ряду учебных дисциплин направления «Психология», так и для методического обеспечения учебного процесса, информационно-методической поддержки научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей, организации самостоятельной работы студентов и преподавателей. В них имеются необходимые материалы по всем видам проводимых со магистрами-психологами практик, учебная литература, психологическое и психофизиологическое оборудование для проведения научных исследований, разнообразные современные психологические методики, в том числе их компьютерные версии.
В ходе реализации основной образовательной программы направления «Психология» непосредственно используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данного направления, – 40. Помимо компьютеров, это – телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофон, видеоплеер, видеокамера, музыкальные центры, диктофон, профессиональный компьютерный полиграф (ПКП) «Диана-04» в базовой комплектации с креслом для полиграфического обследования СКО-02, Аппарат психоэмоциональной коррекции АПЭК-6, аппарат аудиовизуальной стимуляции типа «Voyager», прибор биологической обратной связи «Релана», цветодинамический проектор «Плазма-250», устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» УПФТ-1/30 с персональным рабочим местом психолога, аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», компьютерный комплекс «Автоматизированное рабочее место психолога Psychometric Expert-7», комната психологической разгрузки (настенное световое панно «Иллюминатор», сенсорный уголок «Зеркальный обман VIP», управление воздушно-пузырьковой колонной, проектор «Звездное небо», тактильная дорожка, светомузыкальная полусфера, световой стол для рисования песком на сенсорном управлении, интерактивная панель «Бесконечность», волшебный фонтан).
Согласно ФГОС ВО направления «Психология», область профессиональной деятельности магистров-психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
Объектами профессиональной деятельности магистров психологии являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-психолог участвует в решении комплексных задач в сферах экономики, образования, здравоохранения, государственного и социального управления, психологической помощи населению и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательскую;
- педагогическую;
- практическую.
Психолог должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1) в научно-исследовательской деятельности – анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; постановка проблемы и определение задач, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов; подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок; организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;
2) в педагогической деятельности – участие в выявлении потребностей общества в высококвалифицированных профессиональных психологах, определение целей, содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования; системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения;
3) в практической деятельности – разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности; экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения; психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес-деятельности по проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста.
Выпускники магистерской программы «Социальная психология» могут работать социальными, организационными психологами, политическими психологами-консультантами – в производственных и коммерческих организациях, в бизнес-структурах, в банковской сфере, в силовых структурах (подразделениях МВД, МЧС, Минобороны), в службах управления персоналом и занятости населения, в рекламных агентствах, в органах государственной власти и местного самоуправления, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.
Выпускники магистерской программы «Психология личности» могут работать практическими психологами, психологами-консультантами – в производственных и коммерческих организациях, в бизнес-структурах, в банковской сфере, в учреждениях здравоохранения, семейных консультациях, развивающих социальных и психологических центрах, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.
Выпускники магистерской программы «Психологические и психолингвистические основы социально-ориентированного общения» могут работать социальными, организационными психологами, психологами-консультантами – в производственных и коммерческих организациях, в бизнес-структурах, в банковской сфере, в силовых структурах (подразделениях МВД, МЧС, Минобороны), в службах управления персоналом и занятости населения, в рекламных агентствах, в средствах массовой информации, в органах государственной власти и местного самоуправления, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.
Выпускники магистерской программы «Клинико-психологическое сопровождение личности» могут работать практическими клиническими (медицинскими) психологами, психологами-консультантами – в учреждениях здравоохранения (лечебно-профилактических, реабилитационных, санаторных, медицинских учреждениях родовспоможения и детства), в семейных консультациях, развивающих социальных и психологических центрах, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.
Магистры-психологи имеют возможность по окончании обучения повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре факультета по социальной психологии, педагогической психологии, а также в аспирантурах по различным психологическим специальностям других вузов и научных учреждений страны (Психологического института Российской академии образования, Института психологии Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», Московского городского психолого-педагогического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).
Кафедра общей и социальной психологии поддерживает связи с выпускниками и поэтому хорошо информирована об их трудоустройстве и профессиональном росте. База данных о трудоустройстве выпускников-психологов ежегодно обновляется кафедрой. Большинство выпускников-психологов ВГУ работает по профессии.
О высоком качестве профессиональной подготовки психологов в ВГУ свидетельствуют положительные отзывы, ежегодно получаемые кафедрой общей и социальной психологии от тех организаций и учреждений, где работают ее выпускники.
|