Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: benda@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

Факультет

История

Руководство факультета

Структура факультета

Ученый совет

Научно-методический совет

Система менеджмента качества

Направления подготовки

    Бакалавриат

    Специалитет

    Магистратура

    Аспирантура

Мероприятия

Сотрудничество

Отзывы выпускников

Направление подготовки «Психология»

Факультет философии и психологии / Магистратура / Направление подготовки «Психология»

Характеристика направления «Психология»

С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Психология» (магистратура). Профессия психолога в современной России относится к числу наиболее популярных и востребованных. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, переживаемой в настоящее время российским обществом, обусловленной недавним мировым финансовым и экономическим кризисом. Размытость ценностей, падение авторитета науки, снижение культурного уровня и ослабление здоровья населения, в том числе молодежи, делают актуальной задачу подготовки психологов с университетским образованием. Эти специалисты призваны оказывать разнообразные виды психологической помощи и поддержки населению, осуществлять психологическое сопровождение профессиональной деятельности людей и трудовых коллективов, служебной деятельности воинских подразделений и подразделений органов МВД, ФСБ, МЧС, спортивных команд, образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях системы образования (от детского сада до вуза), лечебного процесса в медицинских учреждениях, способствовать повышению качества жизни людей посредством психологического просвещения, консультирования, обучения специальным способам и приемам решения психологических проблем, преодоления жизненных трудностей, оптимизации взаимоотношений в семье, на работе и т.д.

Организация учебного процесса по направлению «Психология»

Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры общей и социальной психологии как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Психология», который накоплен факультетом и кафедрой в течение 20 лет их существования.

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» (магистратура). Настоящий ФГОС ВО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1043 от 23 сентября 2015 года. Обучение осуществляется в двух формах: очной (нормативный срок обучения – 2 года) и очно-заочной (вечерней) (срок обучения – 2,5 года). Выпускники получают квалификацию «магистр».

В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВО, лекционные занятия составляют 28% от всех аудиторных занятий, 30% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.

В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры общей и социальной психологии широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов-психологов являются практикумы, тренинги, мастер-классы.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и государственной итоговой аттестации (студенты сдают государственный экзамен по психологии и защищают выпускную квалификационную работу в виде магистерской диссертации).

В прошедшие годы система управления качеством образовательного процесса, реализуемого на факультете по направлению «Психология», получила международное признание. Так, в 2006 году кафедра общей и социальной психологии в составе факультета философии и психологии успешно прошла международную сертификацию созданной на факультете системы менеджмента качества и получила Международный сертификат организации National Quality Assurance Limited (NQA, Великобритания) на соответствие системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2000. В 2009 году система была ресертифицирована, в 2010, в 2014 и в 2017 годах факультет успешно прошел надзорный аудит, проведенный Сибирским сертификационным центром – представителем NQA в России. Подтверждено соответствие действующей на факультете системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2015.

Характеристика магистерских программ направления «Психология»

Программа «Психологическое сопровождение развития личности в социальной сфере». Программа направлена на углубленную профессиональную подготовку психологов, расширение полученных на предыдущей ступени высшего образования знаний, повышение общепрофессиональной и специальной компетентности, подготавливает к работе с личностью в педагогической, научно-исследовательской, практической сферах психологии. Подготовка предполагает изучение теоретико-методологических проблем современной психологии личности и ее развития, психологической работы с нею (психодиагностики, психокоррекции, консультирования и др.), освоение широкого спектра психологических технологий, позволяющих психологическую помощь и психологическое сопровождение как отдельного человека на разных этапах его жизненного пути, так и групп людей.

Особенностью реализуемой кафедрой магистерской программы является то, что имеются её инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный составляют спецкурсы («Компьютерная психодиагностика», «Проективная психодиагностика», «Психология манипулятивного взаимодействия» и др.), вариативный – специфические спецкурсы для данной магистерской программы. Эффективность такой концепции подготовки магистров-психологов подтверждается накопленным кафедрой опытом подготовки магистров по направлению «Психология». Сочетание инвариантного и вариативного компонентов позволит дать будущим специалистам не только узконаправленную, но и базовую специальную подготовку, сформировать у них достаточный для решения разнообразных задач круг и уровень профессиональных компетенций, что, безусловно, расширит возможности трудоустройства выпускников-психологов.

Программа «Информационно-психологические и гибридные войны»

Практики направления «Психология»

Существенным компонентом образования магистра-психолога является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО направления «Психология» предусмотрено проведение ряда практик. В течение всего периода обучения в университете магистрам-психологам предстоит пройти следующие практики: учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков практической деятельности (1 курс – 4 недели), учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности (2 курс – 2 недели), производственную практику по получению профессиональных умений и опыта практической деятельности (2 курс – 4 недели), производственную практику по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности (2 курс – 4 недели), производственную практику по получению профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности (2 курс – 4 недели), производственную преддипломную практику (2 курс – 2 недели). Помимо этого магистры-психологи систематически и на 1, и на 2 курсе занимаются научно-исследовательской работой. Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессионально-практических и научно-исследовательских задач.

Профессорско-преподавательский состав

Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по направлению «Психология» в ВГУ является кафедра общей и социальной психологии факультета философии и психологии.

Кафедра была включена в состав факультета в 1998 г. как кафедра психологии (путем разделения общеуниверситетской кафедры педагогики и психологии на две самостоятельные). В 2004 г. она была переименована в кафедру общей и социальной психологии.

В настоящее время заведующим кафедрой общей и социальной психологии является доктор психологических наук, доцент Гайдар К.М.

Численность профессорско-преподавательского состава кафедры общей и социальной психологии составляет 29 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 13, в том числе докторов психологических наук, профессоров – 2, кандидатов психологических наук, доцентов – 12, старших преподавателей – 5, преподавателей – 11 человек. Остепененность преподавателей кафедры общей и социальной психологии составляет 44,8%, в том числе докторов наук, профессоров – 6,9%.

Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Психология».

Материальная база направления «Психология»

На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Психология». В настоящее время в образовательном процессе используются 16 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, психологии, два кабинета информационных технологий, лаборатория практической психологии, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Психология».

Кабинет психологии и лаборатория практической психологии предназначены как для проведения занятий по ряду учебных дисциплин направления «Психология», так и для методического обеспечения учебного процесса, информационно-методической поддержки научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей, организации самостоятельной работы студентов и преподавателей. В них имеются необходимые материалы по всем видам проводимых со магистрами-психологами практик, учебная литература, психологическое и психофизиологическое оборудование для проведения научных исследований, разнообразные современные психологические методики, в том числе их компьютерные версии.

В ходе реализации основной образовательной программы направления «Психология» непосредственно используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данного направления, – 40. Помимо компьютеров, это – телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофон, видеоплеер, видеокамера, музыкальные центры, диктофон, профессиональный компьютерный полиграф (ПКП) «Диана-04» в базовой комплектации с креслом для полиграфического обследования СКО-02, Аппарат психоэмоциональной коррекции АПЭК-6, аппарат аудиовизуальной стимуляции типа «Voyager», прибор биологической обратной связи «Релана», цветодинамический проектор «Плазма-250», устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» УПФТ-1/30 с персональным рабочим местом психолога, аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр», компьютерный комплекс «Автоматизированное рабочее место психолога Psychometric Expert-7», комната психологической разгрузки (настенное световое панно «Иллюминатор», сенсорный уголок «Зеркальный обман VIP», управление воздушно-пузырьковой колонной, проектор «Звездное небо», тактильная дорожка, светомузыкальная полусфера, световой стол для рисования песком на сенсорном управлении, интерактивная панель «Бесконечность», волшебный фонтан).

Квалификационные характеристики выпускников-психологов

Согласно ФГОС ВО направления «Психология», область профессиональной деятельности магистров-психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности магистров психологии являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.

В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-психолог участвует в решении комплексных задач в сферах экономики, образования, здравоохранения, государственного и социального управления, психологической помощи населению и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательскую;
  • педагогическую;
  • практическую.

Психолог должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1) в научно-исследовательской деятельности – анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; постановка проблемы и определение задач, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов; подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок; организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе;

2) в педагогической деятельности – участие в выявлении потребностей общества в высококвалифицированных профессиональных психологах, определение целей, содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования; системное конструирование учебного материала, проектирование учебных занятий, организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах, контроль и оценка эффективности обучения;

3) в практической деятельности – разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности; экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения; психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес-деятельности по проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста.

Трудоустройство выпускников-психологов

Выпускники магистерской программы «Социальная психология» могут работать социальными, организационными психологами, политическими психологами-консультантами – в производственных и коммерческих организациях, в бизнес-структурах, в банковской сфере, в силовых структурах (подразделениях МВД, МЧС, Минобороны), в службах управления персоналом и занятости населения, в рекламных агентствах, в органах государственной власти и местного самоуправления, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.

Выпускники магистерской программы «Психология личности» могут работать практическими психологами, психологами-консультантами – в производственных и коммерческих организациях, в бизнес-структурах, в банковской сфере, в учреждениях здравоохранения, семейных консультациях, развивающих социальных и психологических центрах, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.

Выпускники магистерской программы «Психологические и психолингвистические основы социально-ориентированного общения» могут работать социальными, организационными психологами, психологами-консультантами – в производственных и коммерческих организациях, в бизнес-структурах, в банковской сфере, в силовых структурах (подразделениях МВД, МЧС, Минобороны), в службах управления персоналом и занятости населения, в рекламных агентствах, в средствах массовой информации, в органах государственной власти и местного самоуправления, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.

Выпускники магистерской программы «Клинико-психологическое сопровождение личности» могут работать практическими клиническими (медицинскими) психологами, психологами-консультантами – в учреждениях здравоохранения (лечебно-профилактических, реабилитационных, санаторных, медицинских учреждениях родовспоможения и детства), в семейных консультациях, развивающих социальных и психологических центрах, практическими психологами и преподавателями психологии – в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, психологами-исследователями – в академических научно-исследовательских и образовательных организациях психологического профиля.

Магистры-психологи имеют возможность по окончании обучения повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре факультета по социальной психологии, педагогической психологии, а также в аспирантурах по различным психологическим специальностям других вузов и научных учреждений страны (Психологического института Российской академии образования, Института психологии Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», Московского городского психолого-педагогического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Курского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).

Кафедра общей и социальной психологии поддерживает связи с выпускниками и поэтому хорошо информирована об их трудоустройстве и профессиональном росте. База данных о трудоустройстве выпускников-психологов ежегодно обновляется кафедрой. Большинство выпускников-психологов ВГУ работает по профессии.

О высоком качестве профессиональной подготовки психологов в ВГУ свидетельствуют положительные отзывы, ежегодно получаемые кафедрой общей и социальной психологии от тех организаций и учреждений, где работают ее выпускники.

2006–2024  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ