История
Руководство факультета
Структура факультета
Ученый совет
Научно-методический совет
Система менеджмента качества
Направления подготовки
Бакалавриат
Специалитет
Аспирантура
Мероприятия
Сотрудничество
Отзывы выпускников
|
Факультет философии и психологии / Магистратура / Направление подготовки «Философия»
С 2014 года факультет философии и психологии приступает к подготовке студентов по направлению «Философия» (магистратура). Философия – как отрасль науки и как учебная дисциплина – традиционно ориентирована на гуманизацию общественной жизни. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, связанной с недавно пережитым страной мировым финансовым и экономическим кризисом, что сопровождается размытостью ценностей, снижением авторитета науки, культурного уровня и состояния здоровья населения, в том числе и молодежи. Подготовка студентов по направлению «Философия» нацелена на формирование широкой культурной и теоретической базы будущего специалиста, гуманистической системы ценностей и развитие творческого мышления. Все это является необходимым условием для становления личности современного философа-профессионала.
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и его философских кафедр как выпускающих по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Философия», который накоплен факультетом и его философскими кафедрами в течение 17 лет их существования.
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Философия» (магистратура). Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 751 от 21 декабря 2009 года. Форма обучения – очная (нормативный срок обучения – 2 года). Выпускники получают квалификацию «магистр».
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 25% от всех аудиторных занятий, 40% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 38% от всех аудиторных занятий. В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен по философии и защищают выпускную квалификационную работу в виде магистерской диссертации).
Программа «Социально-философское проектирование и аналитика» призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов-гуманитариев, обладающих фундаментальными знаниями по основополагающим философским проблемам; способных самостоятельно формулировать и предлагать аргументированное решение разнообразных исследовательских задач, владеющих навыками аналитической работы в различных областях деятельности, обладающих глубоким пониманием природы и сущности социальных процессов и механизмов их изучения.
После окончания магистерской программы выпускники могут работать как в практической сфере проектного управления в различных областях общественной и культурной сферы, так и продолжить свое обучение в аспирантуре. Выпускники магистратуры получают преимущественное право на поступление в аспирантуру по выбранной научной специальности.
Магистерская программа предполагает изучение таких дисциплин, как «Современные проблемы философии», «Научно-теоретическое познание как проектно-конструктивная деятельность», «Философский анализ цивилизации и культуры: проблемы, прогнозы, решения», «Смыслы социальных действий и их понимания», «Современная эпистемология как аналитический инструмент», «Философские проблемы постгуманизма», «Визуальное и вербальное в современной культуре» и др.
Важным компонентом образования магистра-философа является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВПО направления «Философия» предусмотрено проведение ряда практик. При их реализации самым активным образом используется опыт успешно осуществляемой на факультете практики специалистов-философов. В течение двух лет обучения в университете магистрам-философам предстоит пройти следующие практики: педагогическую (2 курс – 10 недель) и научно-исследовательскую (2 курс – 10 недель). Помимо этого магистры-философы систематически и на 1, и на 2 курсе занимаются научно-исследовательской работой. Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессионально-практических и научно-исследовательских задач.
Ведущими в организации и осуществлении образовательного процесса по направлению «Философия» в ВГУ являются кафедра онтологии и теории познания и кафедра истории философии факультета философии и психологии.
В сентябре 1998 года были организованы и вошли в состав факультета кафедра истории философии и кафедра систематической философии (последняя на базе общеуниверситетской кафедры философии). В 2006 году кафедра систематической философии была переименована в кафедру онтологии и теории познания.
В настоящее время заведующим кафедрой онтологии и теории познания является доктор философских наук, профессор Кравец А.С., заведующим кафедрой истории философии является доктор философских наук, профессор Бубнов Ю.А.
Выпускающей по магистерской программе «Онтология и теория познания» является кафедра онтологии и теории познания. Руководителем данной магистерской программы является заведующий кафедрой онтологии и теории познания доктор философских наук, профессор Кравец А.С.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры онтологии и теории познания составляет 16 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 14, в том числе докторов философских наук, профессоров – 5, кандидатов философских наук, доцентов – 10, преподавателей – 1 человек. Остепененность преподавателей кафедры онтологии и теории познания составляет 87,5%, в том числе докторов наук, профессоров – 31,2%.
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Философия».
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Философия». В настоящее время в образовательном процессе используются 14 аудиторий, в том числе кабинет иностранного языка, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Философия».
В ходе реализации основной образовательной программы направления «Философия» непосредственно используются 33 компьютера из 43 имеющихся на факультете.
Согласно ФГОС ВПО направления «Философия», область профессиональной деятельности бакалавров-философов включает: образовательные учреждения среднего профессионального образования (школы, лицеи, колледжи, гимназии); академические научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем; редакции средств массовой информации, музеи и библиотеки; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры. Объектами профессиональной деятельности магистров философии являются: различные формы бытия, процессы развития природы, общества и сознания, различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия), мировая философская мысль в ее истории, теория и практика общественной коммуникации, процессы познавательной деятельности, социальная активность личности и ее формы, философские аспекты формирования и развития личности.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-философ участвует в решении комплексных задач в сферах образования, государственного и социального управления и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательскую,
- педагогическую,
- организационно-управленческую.
Философ должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1) в научно-исследовательской деятельности – формулирование и решение проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний в области философии; выбор необходимых методов исследования, модификация существующих и разработка новых методов, исходя из целей конкретного научного исследования; участие в разработке совместно с другими членами коллектива общих научных проектов, требующих образования в соответствующем направлении; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ, предоставление итогов проделанной обобщающей работы в виде отчетов; подготовка и проведение семинаров, научно-практических конференций, написание статей, редактирование и рецензирование научных публикаций;
2) в педагогической деятельности – преподавание курса философии, а также отдельных разделов и дисциплин философского знания в высших учебных заведениях различного профиля; разработка учебно-методических материалов для подготовки и чтения лекций, ведения семинарских и практических занятий, приема экзаменов и зачетов, оказание помощи в организации самостоятельной работы студентов; проведение различных форм контроля над качеством усвоения пройденного материала и оценивание знаний студентов;
3) в организационно-управленческой деятельности – работа в научно-исследовательском коллективе, выполнение функции ученого секретаря по подготовке и проведении коллективного исследования и публикации его результатов; организационная и координационно-информационная работа в различных общественных, коммерческих и правительственных организациях и фондах.
Выпускники магистерской программы «Онтология и теория познания» могут работать в качестве сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, академических и научно-исследовательских организаций, связанных с решением философских проблем.
Магистры-философы имеют возможность по окончании обучения повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре по философским специальностям на факультете (09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.05 – этика, 09.00.08 – философия науки и техники, 09.00.11 – социальная философия), а также в аспирантурах по философским специальностям других вузов и научных учреждений страны (Института философии РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).
|