Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: benda@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

Факультет

История

Руководство факультета

Структура факультета

Ученый совет

Научно-методический совет

Система менеджмента качества

Направления подготовки

    Бакалавриат

    Специалитет

    Магистратура

    Аспирантура

Мероприятия

Сотрудничество

Отзывы выпускников

Направление подготовки «Философия»

Факультет философии и психологии / Бакалавриат / Направление подготовки «Философия»

Характеристика направления «Философия»

С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Философия» (бакалавриат). Философия – как отрасль науки и как учебная дисциплина – традиционно ориентирована на гуманизацию общественной жизни. Ее роль значительно повышается в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией, связанной с недавно пережитым страной мировым финансовым и экономическим кризисом, что сопровождается размытостью ценностей, снижением авторитета науки, культурного уровня и состояния здоровья населения, в том числе и молодежи. Подготовка студентов по направлению «Философия» нацелена на формирование широкой культурной и теоретической базы будущего специалиста, гуманистической системы ценностей и развитие творческого мышления. Все это является необходимым условием для становления личности современного философа-профессионала.

Организация учебного процесса направления «Философия»

Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и его философских кафедр как выпускающих по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Философия», который накоплен факультетом и его философскими кафедрами.

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100 «Философия» (бакалавриат). Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 534 от 19 мая 2010 года.

Форма обучения – очная (нормативный срок обучения – 4 года). Выпускники получают квалификацию «бакалавр».

В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 38% от всех аудиторных занятий, 20% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах. В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен по философии и защищают выпускную квалификационную работу).

Выпускники-философы имеют возможность продолжать обучение на факультете в магистратуре по направлению 030100 «Философия», а затем повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре по философским специальностям на факультете (09.00.01 – онтология и теория познания, 09.00.05 – этика, 09.00.11 – социальная философия), а также в аспирантурах по философским специальностям других вузов и научных учреждений страны (Института философии РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).

В прошедшие годы система управления качеством образовательного процесса, реализуемого на факультете по специальности «Философия», получила международное признание. Так, в 2006 году факультет философии и психологии успешно прошел международную сертификацию созданной системы менеджмента качества и получил Международный сертификат организации National Quality Assurance Limited (NQA, Великобритания) на соответствие системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2000. В 2009 году система была ресертифицирована, в 2010 году факультет успешно прошел надзорный аудит, проведенный Сибирским сертификационным центром – представителем NQA в России. Подтверждено соответствие действующей на факультете системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2008.

Характеристика профилей направления «Философия»

Философские кафедры факультета как выпускающие кафедры реализуют профили подготовки будущих философов: профиль «Теоретико-методологический», профиль «Социально-аксиологический», профиль «Философско-мировоззренческое регулирование в социальных практиках».

По профилю «Теоретико-методологический» изучаются такие дисциплины, как «Онтология и теория познания», «Логика», «Философия и методология науки», «История зарубежной философии», «История русской философии», «Философские вопросы естествознания», «Философские проблемы политической науки» и др.

По профилю «Социально-аксиологический» изучаются такие дисциплины, как «Социальная философия», «История зарубежной философии», «История русской философии», «Философия антропология», «Этика», «Эстетика», «Иррационализм в контексте европейской культуры», «Философия религии» и др.

Профиль «Философско-мировоззренческое регулирование в социальных практиках» (с 2021 года) ориентирует будущих философов преимущественно на понимание и объяснение механизмов протекания социальных практик широкого спектра, а также мировоззренческое их регулирование, исходя из знания базовых традиционных / современных философских положений и умения критически им пользоваться. По данному профилю изучаются такие дисциплины, как «История зарубежной философии», «История русской философии», «Философская антропология», «Этика», «Эстетика», «Философия религии», «Онтология и теория познания», «Логика», «Философия и методология науки», «Концепции современного естествознания», «Наука как феномен культуры», «Философия гуманитарных наук», «Современные проблемы социального познания», «Социальная философия», «Философия информационного общества», «Концепт идеологии в истории социально-философской мысли», «Основы философии политики», «Философия экономики и социальное регулирование», «Иррационализм в контексте европейской культуры», «Медиафилософия», «Философия диалога», и др.

Помимо этого, независимо от профиля, все студенты направления «Философия» проходят солидную психолого-педагогическую подготовку и получают право, согласно ФГОС ВПО данного направления, осуществлять педагогическую деятельность, то есть работать учителями обществознания в общеобразовательных школах, преподавателями обществознания и философских дисциплин в колледжах и  средних специальных учебных заведениях.

Практики направления «Философия»

Важным компонентом образования будущего философа является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО направления «Философия» предусмотрено проведение научно-исследовательской и педагогической практики. При реализации научно-исследовательской практики закрепляется и расширяется профессиональный опыт проведения научно-философского исследования, сбор обучающимися необходимого для данной работы теоретического материала, совершенствование профессиональных умений его анализа и систематизации.

На 4 курсе бакалаврам-философам предстоит пройти педагогическую практику продолжительностью 4 недели. В ходе педагогической практики студенты осваивают методику преподавания обществознания и других философских дисциплин на разных уровнях системы образования (общеобразовательные школы, колледжи, средние специальные учебные заведения) и воспитательной работы с обучаемыми, приобретают опыт общения и взаимодействия с учениками, их родителями, студентами, педагогами. Прохождение педагогической практики завершает изучение студентами цикла психолого-педагогических дисциплин и дает им право преподавать философские дисциплины, в том числе обществознание, в общеобразовательных школах, колледжах, средних специальных учебных заведениях.

У факультета философии и психологии сложились устойчивые и продуктивные контакты с рядом образовательных организаций, являющихся базами для проведения педагогической практики студентов-философов: гимназии, лицеи, общеобразовательные школы г. Воронежа, музыкальный колледж им. Ростроповичей, Музыкально-педагогический колледж, Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж и др.

Профессорско-преподавательский состав

Ведущими в организации и осуществлении образовательного процесса по направлению «Философия» в ВГУ являются кафедра онтологии и теории познания (профиль Теоретико-методологический) и кафедра истории философии и культуры (профиль Социально-аксиологический) факультета философии и психологии.

В сентябре 1998 года были организованы и вошли в состав факультета кафедра истории философии и кафедра систематической философии (последняя на базе общеуниверситетской кафедры философии). В 2006 году кафедра систематической философии была переименована в кафедру онтологии и теории познания.

В настоящее время заведующим кафедрой онтологии и теории познания является доктор философских наук, профессор Кравец А.С., заведующим кафедрой истории философии и культуры является кандидат философских наук, доцент Кукарников Д.Г.

Численность профессорско-преподавательского состава кафедры онтологии и теории познания составляет 16 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 14, в том числе докторов философских наук, профессоров – 5, кандидатов философских наук, доцентов – 10, преподавателей – 1 человек. Остепененность преподавателей кафедры онтологии и теории познания составляет 87,5%, в том числе докторов наук, профессоров – 31,2%.

Численность профессорско-преподавательского состава кафедры истории философии и культуры составляет 8 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 7, в том числе докторов философских наук, профессоров – 3, кандидатов философских наук, доцентов – 4, преподавателей – 1 человек. Остепененность преподавателей кафедры истории философии составляет 87,5%, в том числе докторов наук, профессоров – 37,5%.

В реализации основной образовательной программы направления «Философия» участвует 18 кафедр ВГУ. Всего с этих кафедр образовательный процесс по данному направлению осуществляют 44 человека, из них доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 35 человек (79,5%), в том числе докторов наук, профессоров – 10 человек (22,7%).

Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Философия».

Материальная база направления «Философия»

На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Философия». В настоящее время в образовательном процессе используются 14 аудиторий, в том числе кабинет иностранного языка, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Философия».

В ходе реализации основной образовательной программы направления «Философия» непосредственно используются 33 компьютера из 43 имеющихся на факультете.

Квалификационные характеристики выпускников-философов

Согласно ФГОС ВПО направления «Философия», область профессиональной деятельности бакалавров-философов включает: общеобразовательные учреждения, учреждения среднего профессионального образования; академические научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем; редакции средств массовой информации, музеи и библиотеки; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры. Объектами профессиональной деятельности бакалавров философии являются: различные формы бытия, процессы развития природы, общества и сознания, различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия), мировая философская мысль в ее истории, теория и практика общественной коммуникации, процессы познавательной и творческой деятельности, философские аспекты формирования и развития личности.

В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-философ участвует в решении комплексных задач в сферах образования, государственного и социального управления и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательскую,
  • педагогическую,
  • организационно-управленческую.

Философ должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1) в научно-исследовательской деятельности – сбор, анализ, классификация и систематизация научной информации по теме исследования, подготовка информационных сообщений, докладов и тезисов, подготовка научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографических указателей по тематике проводимых исследований, участие в работе семинаров, научно-практических конференций, симпозиумов;
2) в педагогической деятельности – педагогическая и учебно-методическая деятельность в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
3) в организационно-управленческой деятельности – применение полученных знаний и навыков для организации и планирования своей профессиональной деятельности, а также работы различных коллективов, использование полученных знаний для выработки жизненной стратегии и решения организационных задач.

Трудоустройство выпускников направления «Философия»

На факультете организована и плодотворно ведется работа с выпускниками. Выпускающие кафедры по направлению «Философия» (онтологии и теории познания, истории философии) поддерживают регулярные контакты со своими выпускниками, благодаря чему имеются и ежегодно обновляются базы данных о трудоустройстве выпускников-философов.

Занятость выпускников-философов приближается к 90,0%. Они работают в органах государственной власти и социального управления, в общественных организациях, коммерческих структурах, научных и образовательных учреждениях.

Факультет получает положительные отзывы на выпускников-философов от работодателей. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки специалистов в области философии факультетом философии и психологии ВГУ.

2006–2024  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ