Факультет философии и психологии / Магистратура / Направление подготовки «Педагогическое образование»
С 2016 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Педагогическое образование» (магистратура).
Образовательная программа в рамках направления 44.04.01 Педагогическое образование ориентирована на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности в сфере среднего и высшего образования при решении профессиональных задач педагогической, научно-исследовательской и проектной типов деятельности.
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: магистр.
Выпускники направления Педагогическое образование востребованы в современных условиях в связи с реформированием системы образования, введением новых государственных стандартов, перестройкой системы управления образовательными организациями, активным использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике, переходом от традиционной к смешанной системе обучения.
Педагог (воспитатель, учитель новой школы) – это творец, новатор, менеджер, опытный технолог, дизайнер, реализующий новые подходы в обучении и преподавании, отличный организатор, дарящий сердце и душу детям, владеющий современными информационными технологиями, стремящийся к обобщению своего опыта, к научному исследованию (изучению) образовательной практики.
Миссией магистратуры по направлению «Педагогическое образование» является подготовка компетентных педагогов, профессионалов, востребованных в сфере инновационного образования; развитие и формирование у обучающихся необходимых универсальных, профессиональных и специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Инновации в образовании».
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры педагогики и педагогической психологии как выпускающей по данному направлению высшего образования, в частности, является высокое качество подготовки выпускников на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики.
Залогом этого служит богатый опыт по подготовке педагогов (учителей), социальных педагогов на базе факультета философии и психологии Воронежского государственного факультета.
Кафедра педагогики и педагогической психологии с 1921 года включена в системную подготовку учителей Воронежского государственного университета. Она курирует психолого-педагогический аспект педагогической практики, которую проходят студенты (бакалавры, магистры) на факультетах ВГУ, реализующих подготовку обучающихся к педагогической деятельности как основной или дополнительной. Преподаватели кафедры читают педагогические учебные дисциплины по дополнительной квалификации «Преподаватель» (медико-биологический факультет, химический факультет, физический факультет), «Преподаватель высшей школы».
Кафедра имеет 15-летний опыт реализации специальности «Социальная педагогика», а также направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профилей «Специальная психология и педагогика», «Психология образования» (бакалавриат, магистратура).
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистратура). Настоящий ФГОС ВО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2018 г. № 50361.
Форма обучения – очно-заочная (нормативный срок обучения – 2,5 года), заочная (нормативный срок обучения – 2,5 года).
Основная образовательная программа реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, тренинги. При этом, согласно требованиям ФГОС ВО, лекционные занятия составляют 18,8% от всех аудиторных занятий, 45,9% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.
Обучающимся предоставляется возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана, в том числе обеспечиваются специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование предусмотрен профиль «Инновации в образовании».
В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов являются практикумы, тренинги, мастер-классы.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и государственной итоговой аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Педагогическое образование» и защищают выпускную квалификационную работу в виде магистерской диссертации).
Профиль «Инновации в образовании» направлен на подготовку инновационного педагога (учитель, преподаватель), способного проектировать и разрабатывать предметно-образовательную среду, совершенствовать методическую систему в ИКТ-насыщенной среде, проектировать различные системы обучения, условия для успешного образования, разрабатывать сценарии занятий, проекты и организовывать педагогические исследования.
Профиль «Инновации в образовании» направлен на формирование профессиональных компетенций выпускника в области теории и практики использования инновационных образовательных технологий в педагогической практике.
Уникальность программы определяется владением выпускниками инновационными педагогическими подходами к профессиональной деятельности в перспективной образовательной среде c использованием инновационных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и интернет-коммуникаций; способностью разрабатывать системы электронного обучения; предоставлять образовательные услуги в дистанционной форме. Профиль направлен на обеспечение фундаментальной подготовки в области педагогики, овладение обучающимися научно-исследовательскими методами педагогических исследований и способностью к самостоятельной научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Существенным компонентом образования магистра является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО направления «Педагогическое образование» предусмотрено проведение ряда практик. В течение двух лет обучения в университете магистрам предстоят следующие практики: учебная практика, научно-исследовательская работа; учебная практика, ознакомительная; производственная практика, педагогическая; производственная, преддипломная; производственная практика, научно-исследовательская работа.
Общая цель всех практик – подготовить студентов к решению разнообразных профессионально-практических и научно-исследовательских задач.
В период обучения магистры систематически занимаются научно-исследовательской работой по подготовке магистерской диссертации.
Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по направлению «Педагогическое образование» в ВГУ является кафедра педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии.
В 2002 году в состав факультета была включена общеуниверситетская кафедра педагогики, в 2003 году переименованная в кафедру педагогики и педагогической психологии.
В настоящее время заведующей кафедрой педагогики и педагогической психологии является кандидат педагогических наук, доцент Кунаковская Л.А.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 15 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 13, в том числе докторов наук, профессоров – 5, кандидатов наук, доцентов – 5, кандидатов наук, ст. преподавателей – 3. Остепененность преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 87%, в том числе докторов наук, профессоров – 33,3%.
Кураторами профиля «Инновации в образовании» являются: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ВГУ Кривотулова Е.В. (очно-заочная форма обучения) и кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ВГУ Гончарова Юлия Адольфовна (заочная форма обучения).
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Педагогическое образование».
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Педагогическое образование». В настоящее время в образовательном процессе используются 16 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, психологии, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты.
Кабинет психологии, библиотека и читальный зал предназначены как для проведения учебных занятий, так и для методического обеспечения учебного процесса, информационно-методической поддержки научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей, организации самостоятельной деятельности студентов и преподавателей. В них имеются материалы по всем видам проводимых с магистрантами практик, учебная литература, а также все необходимое для проведения научных исследований.
На факультете имеются помещения для самостоятельной работы студентов. Они оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную ин-формационно-образовательную среду Университета.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам.
Согласно ФГОС ВО направления «Педагогическое образование», область профессиональной деятельности магистров включает работу в сфере образования, культуры и социальной сферы.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник направления «Педагогическое образование» участвует в решении комплексных задач в области и сфере профессиональной деятельности: 01 Образование и наука (в сфере основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, а также в сфере научных исследований) и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- педагогическую.
Выпускник направления подготовки «Педагогическое образование» призван решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности (научно-исследовательская, педагогическая), согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»:
- педагогическая деятельность:
- организовывать образовательный процесс в соответствии с нормативно-правовыми актами и нормами современной системы образования и с использованием инновационных образовательных технологий;
- преподавать по программам среднего и высшего образования (при освое-нии/изучении/ образовательной области, соответствующей преподаваемому предмету) и дополнительного профессионального образования;
- проектировать и разрабатывать компоненты образовательной системы и образовательной среды организации;
- научно-исследовательская деятельность:
- участвовать в разработке и реализации исследовательских программ, направленных на развитие профессиональной деятельности и повышение качества образования (с учетом объектов профессиональной деятельности);
- анализировать, систематизировать, обобщать результаты и проводить научные исследования в сфере науки и образования путем применения комплекса методов изыскания и технологий при решении конкретных научно-исследовательских задач.
Выпускники направления подготовки «Педагогическое образование» могут работать педагогами (учитель, воспитатель), руководителями, менеджерами образовательных организаций, научно-методических центров; специалистами-экспертами в области образовательной политики; преподавателями высшей школы, исследователями в образовательных, профессиональных и научных организациях.
Выпускники направления подготовки «Педагогическое образование» могут работать учителями-предметниками (преподавателями) в образовательных организациях разного типа (при наличии диплома бакалавра соответствующего направления, диплома по дополнительной квалификации «Преподаватель» или «Преподаватель высшей школы»), специалистами по работе с одаренными детьми; а также педагогами детских Домов творчества, центров дополнительного образования детей и молодежи, исследователями в образовательных, профессиональных и научных организациях, преподавателями высшей школы.
Выпускники направления «Педагогическое образование» имеют возможность по окончании обучения повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре ВГУ по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования или 13.00.08 – Теория и методика профессионального обучения, а также в аспирантурах по различным педагогическим специальностям других вузов и научных учреждений страны.
|