Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: office@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

Факультет

История

Руководство факультета

Структура факультета

Ученый совет

Научно-методический совет

Система менеджмента качества

Направления подготовки

    Бакалавриат

    Специалитет

    Магистратура

    Аспирантура

Мероприятия

Сотрудничество

Отзывы выпускников

Счетчик посещений

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Факультет философии и психологии / Магистратура / Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Характеристика направления «Психолого-педагогическое образование»

С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» (магистратура). Целью данной основной образовательной программы является подготовка педагогов-психологов для работы в системе образования – детских садах, общеобразовательных школах, центрах дополнительного образования, средних специальных учебных заведениях, вузах. Педагог-психолог сегодня востребован в образовательных учреждениях в связи с трансформационными процессами, происходящими в российском обществе, приведшими к поляризации ценностей старшего и младшего поколений, снижению культурного уровня населения, падению нравственных устоев, усугубляющихся беспрецедентным информационным бумом. Особенно остро эти процессы переживаются детьми и молодежью, в большинстве случаев не способными не только решить, но даже осознать происходящее. Повсеместно молодое население нашей страны нуждается в помощи квалифицированных педагогов-психологов в решении своих личностных и социальных проблем. Для осуществления такой помощи необходимы хорошо подготовленные профессионалы. Эту задачу и призвано решать направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Миссией магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» является формирование и развитие профессионально-личностной компетентности педагога-психолога, проявляющейся в: освоении и реализации новейших достижений отечественных и зарубежных наук социально-гуманитарного направления в целом; создании условий для овладения общекультурными и профессиональными компетенциями, способствующими социальной мобильности и устойчивости выпускника на рынке труда; развитии способности и готовности к разработке программ и реализации таких видов деятельности, как: научно-исследовательская, научно-педагогическая, психолого-педагогическая, проектная, управленческая, организаторская; потребности и способности к исследованию и постоянному профессиональному самообразованию, самоорганизации и саморазвитию.

Организация учебного процесса по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры педагогики и педагогической психологии как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Социальная педагогика», который накоплен факультетом в целом и кафедрой в течение 10 лет ее существования на факультете.

Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (магистратура). Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 376 от 16 апреля 2010 года. Форма обучения – очная (нормативный срок обучения – 2 года). Выпускники получают квалификацию «магистр».

В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, тренинги. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 18,8% от всех аудиторных занятий, 45,9% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.

В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов являются практикумы, тренинги, мастер-классы.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Психолого-педагогическое образование» и защищают выпускную квалификационную работу в виде магистерской диссертации).

Характеристика магистерских программ направления «Психолого-педагогическое образование»

Абитуриенты, поступающие на данное направление подготовки, имеют право выбрать обучение по одной из двух магистерских программ, которые реализуются на факультете: «Психология образования» и «Психология и педагогика творческой деятельности».

Программа «Психология образования» направлена на профессиональную подготовку педагогов-психологов, руководителей психологических служб образовательных учреждений различных уровней и типов, а также исследователей психологии и педагогики, экспертов в области психолого-педагогических проблем образования и инновационной деятельности образовательных учреждений и управленческих структур; преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла. Подготовка в рамках данной программы предполагает освоение теоретико-методологических основ психолого-педагогической деятельности, теоретических, технологических и методических аспектов организации и управления образовательным процессом; разработку и мониторинг психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективную организацию образовательной среды; организацию психолого-педагогической диагностики, консультирования и коррекции; проектирование траекторий обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса. Уникальность программы определяется широкими возможностями использования полученных знаний в профессиональной деятельности и личной жизни: оказывать широкий спектр высококвалифицированных психолого-педагогических услуг на образовательном рынке (диагностических, развивающих, коррекционных, консультационных); компетентность в решении вопросов образования и развития личности подрастающего поколения; возможность последующего обучения в аспирантуре и защите кандидатских диссертаций по психологическим и педагогическим наукам.

Программа «Психология и педагогика творческой деятельности» направлена на фундаментальную подготовку специалистов по научной организации творческой деятельности в образовательной сфере (система непрерывного образования: дошкольные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации); в сфере деятельности общественных организаций (молодежные, реабилитационные, коммерческие и некоммерческие союзы; подростковые клубы, клубы по интересам и т.д.); а также на предприятиях различных форм собственности, осуществляющих разнообразные виды деятельности. Объектами профессиональной деятельности выпускников этой программы являются процессы деятельности человека и ее творческие проявления, межличностные и социальные взаимодействия, способы и формы их организации. Данная магистерская программа в российской системе высшего профессионального образования уникальна, поскольку ставит процесс творчества во главу профессиональной деятельности. Подготовка магистров в рамках программы предполагает углубленное профессиональное изучение теоретико-методологических проблем современной психологии и педагогики творческой деятельности, базовых отечественных и зарубежных теорий и концепций творчества, а также освоение широкого спектра креативных технологий, позволяющих организовывать эффективную творческую деятельность как отдельного человека, так и различных социальных групп; формирование базовых навыков, ориентированных на реализацию личностного потенциала и его практического использования в профессиональной деятельности как необходимой основы становления всесторонне развитой, социально активной, творчески мыслящей личности; приобретение умений и навыков реализации результатов творческой деятельности в социуме.

Практики направления «Психолого-педагогическое образование»

Существенным компонентом образования магистра является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВПО направления «Психолого-педагогическое образование» предусмотрено проведение ряда практик. В течение двух лет обучения в университете магистрам предстоят следующие практики: производственная (1 курс – 6 недель), научно-исследовательская (1 курс – 6 недель, 2 курс – 10 недель), научно-педагогическая (2 курс – 6 недель). Одновременно и на 1, и на 2 курсе магистры систематически занимаются научно-исследовательской работой. Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессионально-практических и научно-исследовательских задач.

Профессорско-преподавательский состав

Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по направлению «Психолого-педагогическое образование» в ВГУ является кафедра педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии.

В 2002 году в состав факультета была включена общеуниверситетская кафедра педагогики, в 2003 году переименованная в кафедру педагогики и педагогической психологии.

В настоящее время заведующим кафедрой педагогики и педагогической психологии является доктор педагогических наук, профессор Бережная И.Ф.

Численность профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 13 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 11, в том числе докторов педагогических наук, профессоров – 4, кандидатов педагогических, психологических и философских наук, доцентов – 7, преподавателей – 2 человека. Остепененность преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 84,6%, в том числе докторов педагогических наук, профессоров – 30,7%.

В реализации основной образовательной программы направления «Психолого-педагогическое образование» участвует 3 кафедры ВГУ, а также практические работники сферы образования. Всего образовательный процесс по данному направлению осуществляют 16 человек, из них доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 100%, в том числе докторов наук – 5 человек (38,5%).

Руководителем магистерской программы «Психология образования» является доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии ВГУ Вьюнова Н.И.

Руководителем магистерской программы «Психология и педагогика творческой деятельности» является доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии ВГУ Дронова Т.А.

Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Материальная база направления «Психолого-педагогическое образование»

На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование». В настоящее время в образовательном процессе используются 16 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, психологии, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Кабинет психологии, библиотека и читальный зал предназначены как для проведения учебных занятий, так и для методического обеспечения учебного процесса, информационно-методической поддержки научной деятельности студентов, аспирантов и преподавателей, организации самостоятельной деятельности студентов и преподавателей. В них имеются материалы по всем видам проводимых с магистрантами практик, учебная литература, а также все необходимое для проведения научных исследований.

В ходе реализации основной образовательной программы направления «Психология» непосредственно используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данного направления, – 40. Помимо компьютеров, это – телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофон, видеоплеер, видеокамера, музыкальные центры, диктофон.

Квалификационные характеристики выпускников-психологов

Согласно ФГОС ВПО направления «Психолого-педагогическое образование», область профессиональной деятельности магистров включает работу в сфере образования, социальной сфере, здравоохранении и сфере культуры.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; здоровьесберегающие технологии образования; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.

В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник направления «Психолого-педагогическое образование» участвует в решении комплексных задач в сферах образования, здравоохранения, социального управления, психологической помощи населению и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:

  • психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;
  • педагогическая деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • научно-методическая деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность.

Педагог-психолог призван решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1) в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образовании – контроль за ходом психического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов; разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов; мониторинг сформированности компетенций обучающихся; разработка совместно с педагогами траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности; организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся; организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; проведение экспертизы образовательной среды; исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы;

2) в области педагогической деятельности – обеспечение условий для становления и развития ведущих видов деятельностей (предметной, игровой, учебной); осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы; оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе; организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической компетентности педагогических работников и родителей обучающихся; использование имеющихся возможностей среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества творческого процесса; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

3) в области научно-исследовательской деятельности – изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования; разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий); проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения; анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области; экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии; создание методов и средств психологической диагностики творческого развития; разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

4) в области научно-методической деятельности – организация работы по методическому обеспечению содержания образования; анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса; сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации творческого образовательного процесса; научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;

анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий; психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий; оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания; работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям; участие в разработке информационных и методических материалов; проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации;

5) в области организационно-управленческой деятельности – развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами инновационного развития учреждения; использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе; разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения; обеспечение условий для создания психологической комфортной среды образовательного учреждения; разработка и внедрение эффективной организационной модели творческой деятельности различных учреждений; организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор педагогических и иных кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации); организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия; разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения; создание модели эффективного управления мотивацией педагогов и  специалистов образовательного учреждения, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.

Трудоустройство выпускников направления «Психолого-педагогическое образование»

Выпускники магистерской программы «Психология образования» могут работать руководителями, менеджерами, психологами образовательных учреждений, психолого-педагогических служб, научно-методических центров; специалистами-экспертами в области образовательной политики; исследователями в учебных, профессиональных и научных организациях; преподавателями психологии и педагогики.

Выпускники магистерской программы «Психология и педагогика творческой деятельности» могут работать практическими психологами в образовательных учреждениях разного типа, специалистами по работе с одаренными детьми; психологами-маркетологами; а также руководителями молодежных творческих организаций детских Домов творчества, творческих студий (театральных, художественных и т.д.), клубов по интересам (в том числе подростковых), центров дополнительного образования детей и молодежи.

Выпускники направления «Психолого-педагогическое образование» имеют возможность по окончании обучения повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре по педагогике и педагогической психологии в ВГУ, а также в аспирантурах по различным психологическим и педагогическим специальностям других вузов и научных учреждений страны.

2006–2019  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ