История
Руководство факультета
Структура факультета
Ученый совет
Научно-методический совет
Система менеджмента качества
Направления подготовки
Бакалавриат
Специалитет
Аспирантура
Мероприятия
Сотрудничество
Отзывы выпускников
|
Факультет философии и психологии / Магистратура / Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»
С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» (магистратура). Целью данной основной образовательной программы является подготовка педагогов-психологов для работы в системе образования – детских садах, общеобразовательных школах, центрах дополнительного образования, средних специальных учебных заведениях, вузах. Педагог-психолог сегодня востребован в образовательных организациях в связи с динамичными социально-экономическими измениями, соременными рисками и вызовами. Особенно остро эти процессы переживаются детьми и молодежью, в большинстве случаев не способными не только решить, но даже осознать происходящее. Различные социальные группы нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, помощи компетентных педагогов-психологов в решении личностных и социальных проблем. Эту задачу и призвано решать направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Миссией магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» является формирование и развитие профессионально-личностной компетентности педагога-психолога, проявляющейся в: освоении и реализации новейших достижений отечественных и зарубежных наук социально-гуманитарного направления в целом; создании условий для овладения универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, способствующими социальной мобильности и устойчивости выпускника на рынке труда; развитии способности и готовности к разработке программ и реализации таких видов деятельности, как: научно-исследовательская, научно-педагогическая, психолого-педагогическая, проектная, управленческая, организаторская; потребности и способности к исследованию и постоянному профессиональному самообразованию, самоорганизации и саморазвитию.
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры педагогики и педагогической психологии как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит богатый опыт по реализации образовательных программ психолого-педагогической направленности, который накоплен факультетом в целом и кафедрой в течение более 20 лет ее существования на факультете.
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (магистратура). ФГОС ВО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 127 от 22 февраля 2018 года. Форма обучения – очная (нормативный срок обучения – 2 года); заочная (нормативный срок обучения – 3 года). Выпускники получают квалификацию «магистр».
В учебном процессереализуются современные технологии обучения (проектные, рефлексивные, личностно-ориентированные и др.), используются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия, тренинги.
В целях повышения эффективности процесса обучения, повышения его качества, активизации учебно-профессиональной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства. Особой формой обучения в процессе подготовки магистрантов являются практикумы, тренинги, мастер-классы, вебинары.
Контроль уровня сформированности компетенций обучающихся осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и государственной итоговой аттестации (выпускники сдают государственный экзамен и защищают выпускную квалификационную работу – магистерскую диссертацию).
Программа «Психология образования» направлена на профессиональную подготовку педагогов-психологов, руководителей психологических служб образовательных организаций различных уровней и типов, а также исследователей психологии и педагогики, экспертов в области психолого-педагогических проблем образования и инновационной деятельности образовательных организаций и управленческих структур; преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла. Подготовка в рамках данной программы предполагает освоение теоретико-методологических основ психолого-педагогической деятельности, теоретических, технологических и методических аспектов организации и управления образовательным процессом; разработку и мониторинг психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективную организацию образовательной среды; организацию психолого-педагогической диагностики, консультирования и коррекции; проектирование траекторий обучения, воспитания и развития субъектов образовательного процесса.
Уникальность программы определяется интеграцией педагогики и психологии, возможностью преподавания в ВУЗе, способностью выпускников: оказывать широкий спектр психолого-педагогических услуг на образовательном рынке (диагностических, развивающих, коррекционных, консультационных); компетентностью в решении вопросов образования и развития личности подрастающего поколения; перспективой дальнейшего обучения в аспирантуре и защите кандидатских диссертаций по психологическим и педагогическим наукам.
Существенным компонентом образования магистра является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВО направления «Психолого-педагогическое образование» предусмотрено проведение ряда практик. В течение двух лет обучения в университете магистрантам предстоят следующие практики: учебная и производственная. Общая цель всех практик – подготовить будущих магистрантов к решению разнообразных профессионально-практических и научно-исследовательских задач на основе современных тенденций развития образования, ведущих идей психологии и педагогики, знакомства с инновационной образовательной практикой и опытом мастеров психолого-педагогической деятельности.
Начиная с первого курса, магистранты систематически занимаются научно-исследовательской работой, принимают участие в научных мероприятиях, овладевают аналитическими и коммуникативными навыками.
Кафедра педагогики и педагогической психологии является выпускающей и курирующей направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Она, ранее являющаяся общеуниверситетской, вошла в состав факультета философии и психологии в 2002 году, а в 2003 году была переименована в кафедру педагогики и педагогической психологии.
В настоящее время заведующим кафедрой педагогики и педагогической психологии является кандидат педагогических наук, доцент Кунаковская Л.А.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 15 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 13, в том числе докторов наук, профессоров – 5, кандидатов наук, доцентов – 5, кандидатов наук, ст. преподавателей – 3. Остепененность преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 87%, в том числе докторов наук, профессоров – 33,3%.
Куратором магистерской программы «Психология образования» является заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Кунаковская Людмила Александровна.
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». В настоящее время в образовательном процессе используются 16 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, психологии, лабораторию практической психологии, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Кабинет психологии, библиотека и читальный зал предназначены как для проведения учебных занятий, так и для методического обеспечения учебного процесса, информационно-методической поддержки научной деятельности обучающихся, аспирантов и преподавателей, организации самостоятельной деятельности студентов и преподавателей.
В ходе реализации основной образовательной программы «Психолого-педагогическое образование» используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данного направления, – 40. Помимо компьютеров, это – телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофон, видеоплеер, видеокамера, музыкальные центры, диктофон.
Согласно ФГОС ВО направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», область профессиональной деятельности магистрантов включает работу в сфере образования, социальной сфере, здравоохранении и сфере культуры.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» участвует в решении комплексных задач в сферах образования, здравоохранения, социального управления, психологической помощи населению и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:
- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;
- педагогическая деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- научно-методическая деятельность;
- организационно-управленческая деятельность.
Педагог-психолог призван решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1) в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образовании – контроль за ходом психического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов; разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов; мониторинг сформированности компетенций обучающихся; разработка совместно с педагогами траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности; организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся; организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; проведение экспертизы образовательной среды; исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы;
2) в области педагогической деятельности – обеспечение условий для становления и развития ведущих видов деятельностей (предметной, игровой, учебной); осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы; оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе; организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической компетентности педагогических работников и родителей обучающихся; использование имеющихся возможностей среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества творческого процесса; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
3) в области научно-исследовательской деятельности – изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования; разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий); проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения; анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области; экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии; создание методов и средств психологической диагностики творческого развития; разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
4) в области научно-методической деятельности – организация работы по методическому обеспечению содержания образования; анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса; сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации творческого образовательного процесса; научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;
анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий; психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий; оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания; работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям; участие в разработке информационных и методических материалов; проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации;
5) в области организационно-управленческой деятельности – развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами инновационного развития учреждения; использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе; разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения; обеспечение условий для создания психологической комфортной среды образовательного учреждения; разработка и внедрение эффективной организационной модели творческой деятельности различных учреждений; организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор педагогических и иных кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации); организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия; разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения; создание модели эффективного управления мотивацией педагогов и специалистов образовательного учреждения, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.
Выпускники магистерской программы «Психология образования» могут работать психологами образовательных организаций разного типа, руководителями и сотрудниками психолого-педагогических служб и научно-методических центров, специалистами по работе с одаренными детьми, специалистами-экспертами в области образовательной политики; исследователями в образовательных, профессиональных и научных организациях; преподавателями психологии и педагогики.
Выпускники направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» имеют возможность обучаться в аспирантуре по педагогике и педагогической психологии в ВГУ, других вузах и научных учреждениях страны. |