История
Руководство факультета
Структура факультета
Ученый совет
Научно-методический совет
Система менеджмента качества
Направления подготовки
Специалитет
Магистратура
Аспирантура
Мероприятия
Сотрудничество
Отзывы выпускников
|
Факультет философии и психологии / Бакалавриат / Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»
С 2011 года факультет философии и психологии осуществляет подготовку студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат). Роль педагогов-психологов значительно повышается в современной России в связи с непростой экономической и социокультурной ситуацией и модернизацией в этих условиях системы образования. Педагог-психолог призван содействовать личностному и социальному развитию подрастающего поколения, способствовать формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению ею профессиональных образовательных программ, гармонизации социальной сферы образовательных и социальных учреждений. Эти специалисты осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также в специализированных учреждениях (медицинские учреждения, реабилитационные центры, центры по работе с одаренными детьми и др.)
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры педагогики и педагогической психологии как выпускающей по данному направлению высшего образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики.
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки подготовки/специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от «15» марта 2018 г. № 122.
Форма обучения – очная (нормативный срок обучения – 4 года). Выпускники получают квалификацию «бакалавр».
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. Часть аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.
В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры педагогики и педагогической психологии широко используются активные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов являются практикумы и тренинги.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен и защищают выпускную квалификационную работу).
Выпускники имеют возможность продолжать обучение на факультете в магистратуре по направлениям 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») и 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Инновации в образовании), а затем повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре по педагогической психологии и по общей педагогике, истории педагогики и образования, в аспирантурах по различным педагогическим и психологическим специальностям других вузов и научных учреждений страны.
Кафедра педагогики и педагогической психологии как выпускающая кафедра реализует в подготовке будущих педагогов-психологов по профилю «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями».
По этому профилю изучаются такие дисциплины, как «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Психотерапия детей и подростков», «Специальная психология и педагогика», «Психофизиология развития», «Гештальттерапия в образовании», «Теории обучения и воспитания», «Познавательное и речевое развитие ребенка», «Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов», «Дефектология», «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», «Основы инклюзивного образования», Это позволяет выпускникам после окончания ВГУ работать педагогами-психологами, тьюторами, педагогами дополнительного образования в различных образовательных, в том числе специализированных, учреждениях, медицинских организациях, осуществлять психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Существенным компонентом образования будущего педагога-психолога является его практическая подготовка. В течение четырех лет обучения в университете бакалаврам-психологам предстоит пройти следующие практики:
- учебная практика, ознакомительная (психолого-педагогическая) (1 курс – 7 недель),
- производственная практика в детском оздоровительном лагере (2 курс – 7 недель),
- учебная практика, педагогическая (3 курс – 4 недели),
- производственная практика, педагогическая (3 курс – 6 недель),
- учебная практика, научно-исследовательская (4 курс – 2 недели),
- производственная практика, технологическая (4 курс – 10 недель)
- производственная практика, научно-исследовательская (4 курс – 4 недели).
Общая цель всех практик – подготовка будущих педагогов-психологов к решению разнообразных профессиональных задач.
Учебная практика, ознакомительная дает возможность студентам-бакалаврам ознакомиться со спецификой деятельности педагога-психолога в различных образовательных и реабилитационных учреждениях (коррекционных, специальных, дополнительного образования), изучить современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей, основные направления деятельности педагога-психолога, систему комплексной реабилитационной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Производственная практика в детском оздоровительном лагере позволяет обучающимся сформировать умения и навыки планирования и организации жизнедеятельности детского коллектива, различных видов воспитательных мероприятий для детей и подростков, приобрести и расширить профессиональный опыт психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития личности детей и подростков, в том числе с различными особенностями развития.
Учебная практика, педагогическая направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков в области преподавания в учебных заведениях различного уровня подготовки: дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, а так же в системе дополнительного образования. В ходе данной практики, педагогической студенты-бакалавры знакомятся с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях различного уровня; передовым педагогическим опытом; традициями и инновациями образовательных систем учебных заведений; содержанием и особенностями учебно-воспитательной деятельности воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования.
Производственная практика, педагогическая направлена на формирование у студентов-бакалавров целостной картины будущей профессиональной деятельности, приобретение практических умений проектирования и реализации конкретной психолого-педагогической технологии (развития, обучения, воспитания, коррекции и проч.), закрепление полученных специальных знаний, профессиональных умений и навыков работы с различными категориями детей и взрослых в условиях образовательного учреждения.
Производственная практика, технологическая способствует формированию у студентов важнейших практических умений и навыков в различных видах психолого-педагогической работы с детьми и подростками, их семьями, ближайшим социальным окружением, приобретение опыта оказания профессиональной помощи в условиях образовательных и других учреждениях.
Учебная и производственная научно-исследовательские практики направлены на приобретение студентами умений и опыта проведения научных исследований в психолого-педагогической сфере. Студенты совершенствуют профессиональные умения самостоятельного проведения научного психолого-психологического исследования по теме выпускной квалификационной работы, решения конкретных исследовательских и научно-практических задач.
У кафедры педагогики и педагогической психологии сложились устойчивые и продуктивные творческие контакты с рядом организаций и учреждений г. Воронежа, являющихся базами для проведения названных видов практик:
- МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 104»
- КОУ Воронежской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6»
- БУ ВО Областной центр реабилитации детей и подростков с ОВ «Парус надежды»
- КУЗ ВО «Воронежский специализированный дом ребенка»
- ФГОУ СПО ВГПГК Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
- МБОУ СОШ № 94 г. Воронежа
- Автономное учреждение Воронежской области «Пансионат с лечением «Репное»
- МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
- Воронежская областная специальная библиотека для слепых им. В.Г. Короленко,
- ГБУ ДО ВО «Центр инженерных компетенций детей и молодежи «Кванториум».
Многие студенты, хорошо зарекомендовав себя в период прохождения практик, получают предложения от учреждений-баз практик о трудоустройстве после окончания ВГУ.
Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по направлению «Психолого-педагогическое образование» в ВГУ является кафедра педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии.
В настоящее время заведующим кафедрой педагогики и педагогической психологии является кандидат педагогических наук, доцент Кунаковская Л.А.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 15 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 13, в том числе докторов наук, профессоров – 5, кандидатов наук, доцентов – 5, кандидатов наук, ст. преподавателей – 3. Остепененность преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии составляет 87.0%, в том числе докторов наук, профессоров – 33,3%.
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Психолого-педагогическое образование».
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование». В настоящее время в образовательном процессе используются 15 аудиторий, в том числе кабинеты иностранного языка, информационных технологий, психологии, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Уровень оснащенности факультета этим оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Психолого-педагогическое образование».
В ходе реализации основной образовательной программы направления «Психолого-педагогическое образование» непосредственно используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данной специальности, – 38. Помимо компьютеров, это – проекторы, видеокамера и др.
Согласно ФГОС ВО направления «Психолого-педагогическое образование», областью профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность является образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-психолог участвует в решении комплексных задач в сферах образования, здравоохранения, культуры и осуществляет психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
|