История
Руководство факультета
Структура факультета
Ученый совет
Научно-методический совет
Система менеджмента качества
Направления подготовки
Специалитет
Магистратура
Аспирантура
Мероприятия
Сотрудничество
Отзывы выпускников
|
Факультет философии и психологии / Бакалавриат / Направление подготовки «Культурология»
С 2011 года факультет философии и психологии приступил к подготовке студентов по направлению «Культурология» (бакалавриат). Современное общество остро нуждается в профессионально подготовленных кадрах, компетентных менеджерах, способных проектировать, анализировать и руководить социально-культурной сферой, решать новые творческие и управленческие задачи. Обучение студентов по направлению «Культурология» на факультете философии и психологии предполагает подготовку менеджеров в области культурной индустрии и экскурсионно-туристического бизнеса, специалистов в сфере управления культурой на разных уровнях (районном, городском, областном, федеральном), охраны и изучения памятников истории культуры, а также работников учреждений культуры и искусства, консультантов-страноведов в области туристического бизнеса.
Будущие культурологи знакомятся с историей и теорией культуры (как отечественной, так и зарубежной), основами менеджмента в сфере культуры и туризма, управления персоналом, принципами стратегического управления культурой, экономическими и правовыми аспектами культурной политики, деловой этикой и организационной культурой, спецификой рекламы и PR в социокультурной сфере. В профессиональной подготовке культурологов большое значение также придается классическому гуманитарному образованию: изучению истории и теории культуры и искусства, философии и религии, этики и эстетики, основ других социально-гуманитарных наук (психологии, социологии, экономики, педагогики) и отдельных видов искусства (литературы, музыки, театра и др.).
Приоритетом в образовательной деятельности факультета философии и психологии в целом и кафедры истории философии и культуры как выпускающей по данному направлению высшего профессионального образования, в частности, является высокое качество подготовки специалистов на основе фундаментальности теоретических знаний и отражения в содержании учебных дисциплин последних достижений науки и практики. Залогом этого служит тот богатый опыт по реализации специальности «Культурология», который накоплен факультетом в целом и кафедрой в течение 14 лет ее существования на факультете.
Образовательный процесс осуществляется по учебному плану, разработанному в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 «Культурология» (бакалавриат). Настоящий ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 71 от 25 января 2010 года. Обучение осуществляется в двух формах: очной (нормативный срок обучения – 4 года) и очно-заочной (вечерней) для лиц, уже имеющих высшее образование (срок обучения – 3,5 года). Выпускники получают квалификацию «бакалавр».
В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. При этом, согласно требованиям ФГОС ВПО, лекционные занятия составляют 36% от всех аудиторных занятий, 22% аудиторных занятий (семинарских, практических) проводятся в интерактивных формах.
В целях интенсификации процесса обучения, повышения его качества, активизации познавательной деятельности студентов, вовлечения их в научную работу преподавателями кафедры культурологии широко используются активные методы обучения, аудиовизуальные и мультимедийные средства.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации (студенты сдают государственный экзамен по культурологии и защищают выпускную квалификационную работу).
Выпускники-культурологи имеют возможность продолжать обучение на факультете в магистратуре по направлению 033000 «Культурология», а затем повышать свою квалификацию, обучаясь в аспирантуре, которая была открыта при кафедре культурологии в 2009 году, а также в аспирантурах по философским и историческим специальностям ВГУ и других вузов и научных учреждений страны (Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета и др.).
В прошедшие годы система управления качеством образовательного процесса, реализуемого на факультете по специальности «Культурология», получила международное признание. Так, в 2006 году кафедра культурологии в составе факультета философии и психологии успешно прошла международную сертификацию созданной на факультете системы менеджмента качества и получила Международный сертификат организации National Quality Assurance Limited (NQA, Великобритания) на соответствие системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2000. В 2009 году система была ресертифицирована, в 2010 году факультет успешно прошел надзорный аудит, проведенный Сибирским сертификационным центром – представителем NQA в России. Подтверждено соответствие действующей на факультете системы менеджмента качества требованиям Международного стандарта ISO 9001 : 2008.
Со 2 курса начинается профилизация в обучении студентов-культурологов. Кафедра истории философии и культуры реализует профиль «Управление в социокультурной сфере».
По этому профилю изучаются такие дисциплины, как «Менеджмент в шоу-бизнесе», «Прикладная культурология», «Связи с общественностью и реклама», «Социокультурный сервис и туризм», «Основы маркетинга» и др. Это позволяет выпускникам после окончания ВГУ работать менеджерами в местных, региональных и федеральных органах управления культурой, в учреждениях культуры различного профиля, специалистами-исследователями актуальных проблем мировой и российской культуры, консультантами по проектам развития учреждений культуры и культурных инициатив, осуществляемых в том числе совместно с международными организациями. Эффективность выработанной кафедрой концепции профилизации подготовки студентов-культурологов подтверждается всем предшествующим опытом осуществления кафедрой такой специализации при обучении студентов по специальности «Культурология», как «Менеджмент в сфере культуры».
Существенным компонентом образования будущего культуролога является его практическая подготовка. В соответствии с ФГОС ВПО направления «Культурология» предусмотрено проведение ряда практик. При их реализации самым активным образом используется опыт успешно осуществляемой на факультете системы практик специалистов-культурологов. В течение четырех лет обучения в университете бакалаврам-культурологам предстоит пройти следующие практики: учебная (музейная: 1 курс – 3 недели), производственная (по профилю: 2 курс – 2 недели, 3 курс – 3 недели; всего 5 недель), производственная (преддипломная: 4 курс – 3 недели). Общая цель всех практик – обучить и подготовить студентов к решению разнообразных профессиональных задач.
Главная цель учебной практики (музейной – 1 курс) – изучение студентами музеев различного профиля как социокультурного института, ознакомление с их деятельностью, целями и задачами, анализ и обобщение на конкретных примерах специфики музейного дела. Данная практика служит целям подготовки студентов-культурологов к прохождению практик на последующих курсах обучения.
В ходе производственной практики (по профилю – 2 и 3 курсы) студенты овладевают всеми видами профессиональной деятельности культуролога в разного рода учреждениях культуры и органах управления культурой, приобретают навыки подготовки и организации культурно-массовых мероприятий, опыт профессионального сотрудничества с местными административными структурами, институтами культуры и населением, знакомятся с правовой (законодательной, административной, финансовой) базой деятельности учреждений культуры.
В ходе производственной практики (преддипломной – 4 курс) решаются научно-теоретические и научно-практические задачи, что позволяет студентам качественно выполнять выпускные квалификационные работы.
У кафедры культурологии сложились устойчивые и продуктивные творческие контакты с рядом учреждений культуры г. Воронежа и Воронежской области, являющихся базами для проведения названных видов практик:
1) учебная практика (музейная) – музеи ВГУ (истории университета, книги, почвы, зоологический, археологический, геологический), музеи г. Воронежа (художественный им. И.Н. Крамского, краеведческий, музей-квартира М.Н. Мордасовой, дом-музей И.С. Никитина, дом-музей А.Л. Дурова, музей куклы при театре куклы «Шут»), выставочные залы и галереи (государственные и частные);
2) производственная практика (по профилю) – управление культуры департамента социальной политики г. Воронежа, отделы культуры администраций районов г. Воронежа;
3) производственная практика (преддипломная) – кафедра культурологии ВГУ, управление культуры департамента социальной политики г. Воронежа, гуманитарные факультеты вузов г. Воронежа, Воронежский Дом молодежи и др.
Прохождение системы практик позволяет студентам приобрести опыт и профессиональные компетенции практического управления культурными процессами и явлениями, освоить навыки работы в коллективах и организациях, а также профессиональной деятельности по охране, учету и контролю состояния культурного наследия. Многие студенты-культурологи, хорошо зарекомендовав себя в период прохождения практик, получают предложения от учреждений-баз практик о трудоустройстве после окончания ВГУ.
Ведущей в организации и осуществлении учебного процесса по направлению «Культурология» в ВГУ является кафедра культурологии факультета философии и психологии.
Кафедра была включена в состав факультета в 1999 г.
В настоящее время заведующим кафедрой истории философии и культуры является кандидат философских наук, доцент Кукарников Д.Г.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры культурологии составляет 9 человек, из них преподавателей с учеными степенями и званиями – 9, в том числе докторов наук, профессоров – 3, кандидатов наук, доцентов – 6. Остепененность преподавателей кафедры культурологии составляет 100,0%, в том числе докторов наук, профессоров – 33,3%.
В реализации основной образовательной программы направления «Культурология» участвуют 22 кафедры ВГУ. Всего с этих кафедр образовательный процесс по данному направлению осуществляют 38 человек, из них доля преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 31 человек (81,6 %), в том числе докторов наук, профессоров – 5 человек (13,2%).
Таким образом, высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава позволяет качественно осуществлять образовательный процесс по направлению «Культурология».
На факультете философии и психологии создана учебно-методическая и материальная база для эффективной организации обучения студентов по направлению «Культурология». В настоящее время в образовательном процессе используются 14 аудиторий, в том числе кабинет иностранного языка, два кабинета информационных технологий, оснащенные современным учебно-научным оборудованием, мультимедийной, аудио- и видеотехникой, компьютерами, подсоединенными к сети Интернет и имеющими систему электронной почты. Преподавание учебных дисциплин сопровождается активным использованием аудиовизуальных средств, кафедра культурологии располагает обширной видео- и фонотекой. Уровень оснащенности факультета учебно-научным оборудованием и степень его новизны достаточны для качественного ведения образовательной деятельности по направлению «Культурология».
В ходе реализации основной образовательной программы направления «Культурология» непосредственно используется 31 компьютер из 43 имеющихся на факультете. Общее количество технических средств обучения, используемых в учебном процессе данной специальности, – 38. Помимо компьютеров, это – телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамера, музыкальные центры.
Согласно ФГОС ВПО направления «Культурология», область профессиональной деятельности бакалавров-культурологов осуществляется в области культурологии и социально-гуманитарного знания, культурной политики и управления, сохранения культурного и природного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций, образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров культурологии являются:фундаментальные проблемы теории и истории культуры; культурные формы, процессы, практики в истории и современности; культурное и природное наследие; способы производства культурных значений, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества; формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций; межличностные и межкультурные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях; просвещение и образование в сфере культуры.
В соответствии с полученными знаниями, умениями, навыками и компетенциями выпускник-культуролог участвует в решении комплексных задач в сфере культуры и осуществляет следующие основные виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательскую;
- организационно-управленческую;
- проектно-аналитическую и экспертную;
- производственно-технологическую;
- культурно-просветительскую;
- преподавательскую.
Культуролог должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1) в научно-исследовательской деятельности – применение теоретических и практических знаний в различных областях культурологии для авторских и коллективных научных исследований; проведение научных исследований по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками; сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написание статей, подготовка презентаций; анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций; интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; составление разделов научных отчетов; участие в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; написание статей; подготовка презентаций; устное, письменное и виртуальное представление и распространение материалов собственных исследований; составление заявок на проекты; научное описание социокультурных проектов;
2) в организационно-управленческой деятельности – работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением в сфере культуры, выявлением, сохранением культурного и природного наследия; работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся подготовкой и реализацией научно-практических программ; ведение и составление нормативной и технической документации (графики работ, инструкции, планы, заявки, отчеты), а также установленной отчетности по утвержденным формам; участие в организации и проведении семинаров, конференций, деловых встреч, консультаций, переговоров;
3) в проектно-аналитической и экспертной деятельности – участие в разработке и реализации проектов, связанных с социокультурными процессами и практиками, сохранением и освоением культурного и природного наследия, с учетом определенных социальных, эстетических, экономических, технологических параметров (в составе творческого коллектива); консультационная работа в рекламно-информационных агентствах, туристических фирмах и компаниях, государственных, общественных и бизнес-структурах, учреждениях культуры;
4) в производственно-технологической деятельности – сбор, первичная обработка, организация, обобщение и хранение данных с использованием современных методов анализа и информационных технологий; составление схем, таблиц, графиков и другой отчетности по утвержденным формам; создание на основе стандартных методик и в рамках действующих нормативных документов различных типов текстов (академических, официально-деловых, публицистических, рекламных); анализ и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных); разработка нормативных методических документов в конкретных областях социокультурной деятельности;
5) в культурно-просветительской деятельности – реализация государственной культурной политики по приоритетным направлениям; реализация социально-культурных программ и проектов в системе массовых коммуникаций; культурно-досуговая творческая деятельность; разработка, подготовка и осуществление художественно-творческих планов и художественных программ;
6) в преподавательской деятельности – работа в государственных и негосударственных образовательных учреждениях; педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса; планирование и реализация учебно-воспитательной работы в системе образования; разработка образовательных программ; использование современных методик и форм учебной работы.
На факультете организована и плодотворно ведется работа с выпускниками. Кафедра культурологии поддерживает регулярные контакты со своими выпускниками, благодаря чему имеется и ежегодно обновляется база данных о трудоустройстве выпускников-культурологов.
Большинство выпускников-культурологов трудоустроены по специальности. Они успешно работают в вузах Воронежа, Москвы, других городов, в районных, городских и областных управлениях культуры, в музеях, различных театральных и музыкальных учреждениях, в туристических фирмах и рекламных агентствах, в средствах массовой информации, а также менеджерами по работе с персоналом в различных организациях и фирмах.
Факультет получает положительные отзывы на выпускников-культурологов от работодателей. Это свидетельствует о высоком качестве подготовки специалистов в области культурологии факультетом философии и психологии ВГУ.
|