Факультет философии и психологии ВГУ


Адрес: 394000, Россия, г. Воронеж, пр. Революции, 24

Телефон: +7 (473) 220-82-52

Факс: +7 (473) 255-72-35

E-mail: benda@phipsy.vsu.ru


Поиск по сайту

   ФАКУЛЬТЕТ СТУДЕНТАМ АБИТУРИЕНТАМ НАУКА      КОНТАКТЫ

 

Новости

Факультет философии и психологии / Новости

20.03.2023

18 марта прошла встреча в Философском клубе. Мария Шурыгина, магистрант факультета философии и психологии, подготовила лекцию на тему: «Героическое в эпических поэмах Гомера: его основания и специфика».

   

В гомеровском мире кроется таинственная бездна смыслов, которые будоражат наше сознание и по сей день, поэтому мы каждый раз открываем «Илиаду» и «Одиссею» с предвкушением. Герои поражают нас своей силой духа, своей стихийностью, пластичностью и бесстрашием перед ликом пустой и томительной вечности. Каждый герой должен прийти к своему концу (в этом его трагедия), и срок его жизни установлен свыше, однако, он идет к смерти свободным и быстрым шагом (в этом его величие). Гомеровский герой – сверхличность (титан, полубог), стремящаяся преодолеть конечность собственного бытия. Античный герой сознательно дистанцируется от общепринятого и отказывается признавать себя человеком, более того, он «искореняет в себе человеческое» и стремится обрести качественно новую сущность через подвиг, т. е. желает стать «богом» (в мифах – Геракл, Ахиллес, контексте истории – Александр Македонский).

Лектор и студенты, пришли к выводу, что героическое деяние необходимо понимать как трансцендирование, размыкание границ человеческого бытия и преодоление какой-либо детерминации.

Также участники нашли античные мотивы преодоления конечности бытия, «искоренения человеческого» в человеке и в философии XIX и XX в. (например, М. Штирнер, Ф. Ницще) и пришли к выводу, что герой, совершая подвиг, исходит из своих экзистенциальных переживаний. Например, ужас, который испытывает человек перед смертью у М. Хайдеггера, одиночество или «заброшенность» в мире у Ж.-П. Сартра, отчаяние у А. Камю. Бунт героя направлен против абсурдности мира, в котором он пребывает. Ему не изменить исход, не остановить падающий камень, но сила героя заключается в осознании бесполезности своего труда. Герою не избавиться от собственной ноши, но его величие заключается в непрерывном противостоянии и преодолении. Процесс наполняет его жизнь смыслом. Для Одиссея цель – это не сама Итака, его подвиг заключается в самом путешествии, возращение домой – это процесс, который привносит смысл в его бытие. «Одного восхождения к вершине достаточно, чтобы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым» (А. Камю).

2006–2024  ©  Факультет философии и психологии ВГУ
Воронежский государственный университет Факультет философии и психологии ВГУ